Подпишись на нас в Яндекс.Новости
Байсаров Руслан Сулимович

Байсаров Руслан Сулимович

Бизнес
Родился
9 августа 1968, село Пригородное Чечено-Ингушской АССР
Образование
Грозненский нефтяной институт имени академика М.Д. Миллионщикова. МГУ им. М.В. Ломоносова, магистратура. МИСиС, кандидат технических наук.
Сайты и соц сети
http://www.ruslanbaisarov.ru/(личный сайт)
Резюме

Председатель советов директоров АО «УСК Мост» и АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»

Медиапортрет

Ранние годы

Биография и личная жизнь Байсарова изобилуют резкими поворотами — не раз бизнесмен внезапно оставлял привычную деятельность и прерывал налаженный ход событий, чтобы заняться чем-то совершенно новым.

Руслан, родившийся в многодетной семье Байсаровых под Грозным, с детства мечтал заниматься нефтью, так как был впечатлен инфраструктурой, созданной вокруг Грозненского нефтеперерабатывающего завода — крупнейшего в СССР. И хотя по окончании школы по настоянию брата поехал в Москву и поступил в МИСИ, в конце концов через несколько лет, отслужив «по дороге» два года в ракетных войсках, Руслан закончил все-таки профильный нефтяной институт на родине, в Грозном.

Студентом Байсаров зарабатывал поставкой в страну компьютеров. Его конкурентным преимуществом была русскоязычная адаптация стандартного зарубежного программного обеспечения, что обеспечивало повышенный спрос на этот товар.

После получения диплома в 1996 году Байсаров принял неожиданное решение вложить заработанные деньги в активно развивавшийся тогда развлекательный бизнес в Москве. Несколько лет он вращался среди богемы, вел совместный бизнес со Степаном Михалковым (сыном режиссера) и Федором Бондарчуком, даже женился на Кристине Орбакайте (есть общий сын Дени). Но постепенно Руслан Сулимович перешел к более важным проектам.

Обращение к нефти

В РСФСР Чечено-Ингушетия считалась самым нефтяным регионом. Три НПЗ, несколько профильных НИИ и уже упоминавшийся специализированный вуз. В Чеченской республике сохранился городок, построенный еще англичанами до Октябрьской революции — они собирались обосноваться здесь, чтобы добывать нефть. Но в конце 1990-х обстановка в Чечне не располагала к ведению бизнеса, поэтому Байсаров Руслан сконцентрировался на работе в Москве в нефтяной отрасли: как говорится, происхождение из нефтяного региона обязывало.

Он основал компанию «Инфант» для работы на розничном рынке нефтепродуктов. Ежегодно «Инфант» перерабатывала порядка 1,5 млн т «чёрного золота» на Московском НПЗ с дальнейшими поставками продуктов нефтепереработки на АЗС. Успехи «Инфанта» привлекли внимание руководства Московской топливной ассоциации, и вскоре Руслан Сулимович Байсаров был приглашён на позицию вице-президента. Входившие в организацию контролировали свыше 75% розничного топливного рынка Москвы.

В 1999 году столичный градоначальник Юрий Лужков распорядился учредить ОАО «Московская нефтяная компания» (МНК) с целью вытеснения поставщиков, наводнивших столичный регион некачественным топливом, обеспечить стабильные поставки сертифицированных нетфепродуктов. В 2001 году Байсаров назначен вице-президентом этой компании. За это время МНК довела собственную выработку до 400 тыс. т бензинов и дизельного топлива в месяц и была удостоена высокой общественной награды — золотой медали «За труды и Отечество».

Топливные карты

Всеобщее признание в те годы получил инновационный проект Руслана Байсарова — создание системы карточек, по которым водители транспортных компаний могли покупать топливо. Сначала это были просто талоны, а потом полноценные пластиковые карты, привязанные к специально написанному программному обеспечению. Это решило старую проблему отсутствия контроля за наличными средствами, выдаваемыми водителям на топливо. Довольно быстро система Байсарова была установлена на 2 тыс. заправках по всей России, с компанией «МНК-Автокард» сотрудничали крупнейшие корпорации и государственные структуры.

По оценкам экспертов, топливные карты Байсарова стали настоящей революцией и позволили муниципальным и государственным предприятиям стать более эффективными и экономить расходы и существенно их сбалансировать. Более не было нужды в неконтролируемом обороте наличных, когда не видно, что купил водитель — бензин или, например, водку. Теперь руководители компаний всегда имели под рукой отчеты с прозрачной выгрузкой: где водитель заправился, по какому тарифу, сколько километров проехал до следующей заправки, где помыл машину.

Карьерные шаги

В 2004 году Москва сменила основного оператора рынка — вместо МНК им стала более крупная Московская нефтегазовая компания (МНГК). Ее акционерами стали столичное правительство и крупный игрок на нефтегазовом рынке Sibir Energy, позднее поглощенный «Газпром нефти». В этой ситуации Руслан Байсаров предпочёл уйти в ОАО «Центральная топливная компания» на ту же самую позицию в руководстве. Основным активом ЦТК являлся Московский нефтеперерабатывающий завод — тот самый, где еще недавно размещал заказы «Инфант». Но через год ситуация изменилась: менеджер вернулся в управление городскими поставками топлива, заняв в МНГК привычный пост вице-президента. В 2007 году он повысил статус до первого вице-президента. МНГК, по сути, контролировала весь столичный рынок бензина: она управляла

  • Московским НПЗ;
  • «Моснефтепродуктом»;
  • Московской топливной компанией.

Во время работы в МНГК Байсаров стал известен яркой благотворительной акцией. СМИ опубликовали фото, почти случайно оказавшегося на аукционе в пользу детей с онкологическими заболеваниями топ-менеджера, который заплатил 200 тысяч евро за символическое право выбрать исполнительницу незначительной женской роли в задуманном Ф. Бондарчуком фильме «Сталинград». Бондарчук же заплатил в тот же фонд 10 тысяч евро за организованную Русланом Байсаровым трехдневную охоту.

В 2010-м Байсаров перешёл на ту же позицию в Центральную топливную компанию.

В 2008-м Байсаров впервые стал крупным собственником — на фоне экономического кризиса он на выгодных условиях приобрел пакет акций Sibir Energy. Эта компания тогда:

  • была совладельцем все того же Московского НПЗ;
  • имела лицензии на ряд месторождений;
  • владела сетью АЗС в столичном регионе;
  • участвовала в совместном предприятии с Shell.

Впоследствии, планируя уход из отрасли, предприниматель удачно продал заметно подорожавший актив «Газпром нефти» — согласно попавшим в СМИ сведениям, более чем за 740 млн долларов.

Жизнь после нефти

В 2011 году Руслан Байсаров несколько неожиданно покинул все свои посты в топливной промышленности и сделал неожиданный для многих шаг — основал АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», занимающееся разработкой угольных пластов. Эта новость сильно удивила коллег, которые полагали, что Байсаров будет работать здесь до пенсии. К этому располагали изрядно накопленный управленческий опыт, профильное образование и несомненные успехи в работе.

Провожая топ-менеджера, руководители Sibir Energy подчеркнули его большие заслуги в развитии компании и её реструктуризации (во время работы Байсарова «Сибирь» вошла в состав «Газпром нефти»).

После этого Байсаров перестал быть активным участником нефтяного бизнеса — необычное решение для успешного менеджера в возрасте всего 43 лет. Занявшись угольными месторождениями в Южной Сибири, он обратил внимание на несовершенство транспортной инфраструктуры в некоторых уголках страны и с тех пор по настоящее время работает главным образом над строительством мостов, тоннелей, дорог. Один из главных активов Байсарова — группа компаний СК Мост, которая в последнее время реализовала или ведет, в числе прочего, следующие проекты:

  • проходка двух железнодорожных тоннелей – Большого и Малого – под Главным Кавказским хребтом;
  • строительство автомобильных дорог в курортных районах Краснодарского края с прокладкой тоннелей и возведением мостов;
  • постройка несчетного количества мостовых конструкций в самых разных регионах России;
  • расширение на Сахалине устаревшей железнодорожной колеи, оставшейся еще с японских времен – кстати, эти работы ведутся в том числе и в интересах нефтегазовых проектов на севере острова;
  • постройка первого железнодорожного полотна в отдаленной южносибирской Туве: после запуска линии Элегест - Кызыл – Курагино в России останется лишь пять регионов без этого вида транспорта;
  • возведение двух межграничных мостов в Китай через Амур: автотранспорта в Амурской области (известный также как «Мост дружбы») и железнодорожных составов в Еврейской АО;
  • проходка Некрасовской и Большой кольцевой линий по заказу метрополитена Москвы;
  • прокладка нового Байкальского тоннеля на БАМе;
  • сооружение виадука на скоростной железной дороге между Белградом и Будапештом.

Детали

В 2016 году Руслан Байсаров попытался использовать во благо страны свой опыт в IT: по информации Википедия, он выдвинул предложение о создании общероссийской торговой онлайн площадки («русской Алибабы») — электронной витрины для продвижения и одновременной юридической защиты уникальных товаров российского производства с целью получения отечественными производителями доступа к мировому капиталу и потребителю и созданию условий для них, связанных с отсутствием необходимости уезжать из страны.

Руслану Сулимовичу всего 51 год, и учитывая, как резко он менял области применения своих знаний и был успешен, на какой бы позиции не находился, управленческий талант выпускника Грозненского нефтяного по-прежнему востребован в отрасли его дипломной специальности — производстве и переработки «черного золота». Опыт остался, заработанные средства позволяют, коллеги помнят и уважают.

Биография

2001 - 2005

Вице-президент в ОАО «Московская нефтяная компания» (МНК) и в ОАО «Центральная топливная компания

2005 - 2011

Вице-президент, первый вице-президент в ОАО «Московская Нефтегазовая компания» (МНГК) и ОАО «Центральная топливная компания»

2011 - по н.в.

Председатель Совета директоров АО «УСК Мост», мажоритарный акционер (56%) ГК СК Мост

2011 - по н.в.

Председатель Совета директоров, учредитель, владелец АО «ТЭПК»