Posted 5 марта 2013,, 08:30

Published 5 марта 2013,, 08:30

Modified 20 августа 2022,, 19:37

Updated 20 августа 2022,, 19:37

Потери бюджета от налогового режима "60-66" оценили в 122 млрд руб. - "РБК daily"

5 марта 2013, 08:30
Налоговый режим "60-66", действующий более года и призванный стимулировать модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, пока не оправдывает себя.

Налоговый режим "60-66", действующий более года и призванный стимулировать модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, пока не оправдывает себя, пишет сегодня "РБК daily". Как стало известно изданию, Минфин и Минэкономразвития оценили потери бюджета от его действия в 122 млрд руб., при том что увеличения глубины переработки нефти не произошло. Систему пересматривать не будут, так как инвестиционный цикл, на который рассчитывалась "60-66", составляет пять лет.

Система "60-66" начала действовать с 1 октября 2011 г. Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65% до 60% и унифицированы пошлины на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим "влилась" заградительная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть. С 1 января 2015 г. пошлина на темные виды топлива будет увеличена до пошлины на сырую нефть. Об этом сообщаетРБК.

Минфин, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) подвели итоги действия системы в 2012 г., сообщил источник издания, знакомый с ситуацией.

Объем первичной переработки нефти вырос на 4,9% - до 270 млн т (план предусматривал снижение на 20-25 млн тонн - до 230 млн тонн), а производство мазута выросло на 1,6% (до 74,3 млн тонн). Благодаря высоким ценам на нефть ($111 за барр. в 2012 г., тогда как параметры "60-66" рассчитывались из цены на нефть в $95) нефтяникам было выгодно экспортировать темные нефтепродукты, что они и делали. Только экспорт мазута вырос на 5,3%. Всего доля темного топлива в нефтяном экспорте увеличилась с 22% до 23,3%, светлого - уменьшилась с 11,3% до 10,7%. Между тем система "60-66" была рассчитана на то, чтобы привести к прямо противоположным результатам.

Одновременно затягивается и модернизация заводов. В 2011 г. между владельцами НПЗ, с одной стороны, и ФАС, Ростехнадзором, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - с другой, были подписаны соглашения. В документах содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива в период с 2011 г. по 2020 г. Но компании не успевают уложиться в сроки. Среди нарушителей - "Сургутнефтегаз", ТАИФ, "Новойл", "Газпром нефть" и ЛУКОЙЛ. В итоге ряд проектов по введению установок по глубокой переработке нефти был перенесен на период после 2015 г.

Источник отметил, что многие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) просили перенести сроки модернизации. Нефтяные компании выполняют программы модернизации с учетом тех корректировок, которые были внесены в соглашения, сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Детали он уточнять не стал.

Четырехстороннее соглашение с "Роснефтью" было скорректировано в июле 2012 г., после чего компания планы ввода установок не меняла, говорят в "Роснефти". В "Газпром нефти" отмечают, что 90% проектов будет реализовано к 2016 г., в 2018 г. компания планирует полностью выполнить взятые обязательства.

Самый значимый плюс режима "60-66" - увеличение инвестиций в сектор upstream (добыча и разведка). Так, объем капвложений в добычу в 2012 г. составил 836,9 млрд руб., что на 107,8 млрд руб. (или на 14,8%) выше уровня 2011 г. В результате произошла стабилизация производства нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Калининградская область) за счет роста объемов эксплуатационного бурения.

Предварительные итоги действия системы "60-66" скоро будут подведены на заседании правительства. Пересматривать параметры налогового режима в ближайшее время не планируется, отмечает собеседник газеты. С учетом длительности инвестиционного цикла в нефтяной отрасли (3-5 лет) окончательные выводы будут сделаны уже ближе к этому сроку.

К тому времени правительство может значительно поднять пошлину на мазут, чтобы сделать экспорт нефти более предпочтительным, не исключает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Возможность изменения параметров режима будет обсуждаться, но серьезных изменений не произойдет, полагают источники издания. А.Голомолзин сказал, что сейчас вопрос о повышении пошлины не стоит.

Получить дополнительные комментарии в Минфине, Минэкономразвития и Минэнерго изданию не удалось.

"