Posted 5 апреля, 11:21

Published 5 апреля, 11:21

Modified 5 апреля, 11:23

Updated 5 апреля, 11:23

Энергопереход оказался не только затратным, но привел к новым торговым войнам.

Война чистых энергий: США и Китай устраивают гонку господдержки ВИЭ

5 апреля 2024, 11:21
Энергопереход оказался не только затратным, но привел к новым торговым войнам.
Энергопереход оказался не только затратным, но и, как и любое изменение, привел к новым торговым войнам.

Две крупнейшие экономики мира США и Китай встали на новую тропу войны — кто дешевле произведет чистую энергетику. В преддверии выборов в США политики не выбирают методы и средства. Евросоюз, ранее жаловавшийся на США, также вступил в гонку субсидирования зеленой энергетики и снижения от китайской зависимости.

Солнце не для всех

Посещая производителей солнечных батарей в штате Джорджия, министр финансов США Джанет Йеллен перед визитом в Китай на этой неделе публично предупредила страну относительно демпинга и субсидирования чистой энергетики. По ее мнению, создавая избыточные мощности, Китай «наносит ущерб американским фирмам и работникам, а также фирмам и работникам по всему миру».

При этом министр не упомянула, что сами Штаты уже второй год как вызывают гнев своих европейских партнеров Актом о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), предусматривающим $370 млрд на рост мощностей по возобновляемой энергетике, увеличение количества электромобилей и обеспечение бесперебойных цепочек поставок сырья для этих технологий.

IRA предполагает налоговые льготы на покупку электромобилей, если они собраны в США, при этом установлены требования по проценту в стоимости происхождения критических материалов и компонентов для производства батарей — только из стран, с которыми у США подписано соглашение о свободной торговле (FTA), и эти требования с каждым годом ужесточаются.

Как отмечается в исследовании Центра стратегических и международных исследований (CSIS), хотя страны FTA отвечают требованиям к источникам финансирования, IRA прямо запрещает «иностранным организациям, вызывающим обеспокоенность» (FEOC) — Китаю, Ирану, Северной Корее и России, — получать субсидии.

Прокурор разберется

Между тем Китай начал спор в ВТО против США по поводу «дискриминационных субсидий».

«Под видом реагирования на изменение климата, сокращения выбросов углекислого газа и защиты окружающей среды (эти субсидии) на самом деле зависят от покупки и использования товаров из США или импортированных из определенных конкретных регионов»,

 — заявили в китайской миссии, подчеркнув, что начали дело «для защиты законных интересов китайской индустрии электромобилей и поддержания справедливых условий конкуренции на мировом рынке».

«В целом, в Китае хорошая поддержка электромобилей, плюс надо не забывать, что их внутренний рынок сам по себе огромен, и там за счет конкуренции снижаются затраты. Материалы для паков (сердце батареи в электромобиле) они производят как у себя, так и по миру — это снова сильно снижает стоимость. CALT, крупнейшая компания по производству батарей, — китайская. Если говорить не об экономике, то чтобы занять рыночную нишу, почему бы и не продавать ниже рынка? Потребитель голосует рублем, а не исками в ВТО»,

 — сказала старший аналитик проектного центра по энергопереходу Сколтеха Екатерина Грушевенко.

Как заявлял в интервью Reuters генеральный директор Forvia Патрик Коллер, китайские автопроизводители могут производить электромобили (EV) на €10 тыс. дешевле, чем европейские. И это более опасно для Европы, поскольку США ограничили долю Китая на своем рынке.

Согласно исследованию JATO Dynamics, средняя цена на электромобили в Европе выросла с €48,9 тыс. в 2015 году до €55,8 тыс. в 2023 году, в США — с €53 до €63,9 тыс., а в Китае упала с €66,8 до €31,8 тыс., что дешевле бензиновых авто.

Опережая по всем фронтам

Как говорится в исследовании Международного энергетического агентства (МЭА, IEA), с 2019 по 2023 годы инвестиции в чистую энергетику увеличились почти на 50%, достигнув $1,8 трлн в 2023 году. Однако выгоды чистой энергетики остаются слишком сконцентрированными, поскольку большая часть ее внедрения происходит в Китае и странах с развитой экономикой, считают в МЭА.

По подсчетам аналитиков, мировые мощности солнечных электростанций в 2023 году выросли к 2022 году более, чем на 80% — до 420 ГВт, и 80% роста пришлось на Китай, который увеличил их со 100 до 261 ГВт в 2023 году. При этом в Китае постепенно отказываются от субсидирования внедрения солнечной генерации, быстрая экспансия привела к снижению на 50% стоимости солнечных панелей с декабря 2022 года.

ЕС, для сравнения, увеличил мощности СЭС на 29%, до 53 ГВт, а США — на 50%, до 32 ГВт, также за счет налогового стимулирования государством.

Мощности ветровой энергетики в Китае в 2023 году выросли в 2 раза — до 74 ГВт, в ЕС — на 7% — до 16 ГВт, в США — снизились на 33%, до 6 ГВт. В Европе, отмечают в МЭА, производители ветровых электростанций сталкиваются с ростом затрат на оборудование, инфляцией, сложностями в цепочках поставок. Эти проблемы пока пытаются решить ускорением выдачей разрешений на строительство электростанций, но эффект можно будет увидеть только в предстоящие годы.

Ввод новой ветроэнергетики в США снизился в основном из-за неопределенности в отношении продления налоговых льгот перед принятием IRA.

В 2023 году продажи электромобилей (EV) выросли примерно на 35%, достигнув 14 миллионов единиц или одной пятой продаж авто в мире. Китай снова лидирует: каждый третий проданный авто является электрическим, а в Европейском Союзе — каждый четвертый. Продажи EV в Китае выросли на 35% — до 8,1 млн штук, в ЕС — на 20% — до 2,4 млн, в США — на 40% — до 1,4 млн единиц.

Китай смог выстроить вертикально-интегрированную цепочку чистой энергетики: страна, несмотря на имеющиеся внутренние ресурсы, последовательно инвестировала в извлечение ценных металлов в других странах.

Так, всем известно, что возобновляемая энергетика требует таких металлов, как медь, литий, никель, кобальт и редкоземельные металлы. В 2022 году был зафиксирован резкий рост инвестиций в критические минералы в 30% после роста на 20% в 2021 году, при этом китайские компании удвоили свои затраты.

Гнев из-за океана

У ЕС нет соглашения о свободной торговле с США, поэтому европейские компании исключаются из режима IRA.

В феврале 2024 года Европейский парламент выпустил исследование под названием «Отношения США и Европы после принятия Закона о снижении инфляции и предстоящие задачи».

В нем говорится, что сначала принятие IRA вызвало трения США с Евросоюзом на фоне обвинений, что это документ нарушает правила многосторонней торговли и дискриминационен против европейского автомобильного экспорта. Но, что еще хуже, «приведет к тому, что европейские фирмы будут инвестировать в Америку, а не Европу».

Глава комитета Европарламента по торговле Бернд Ланге (Bernd Lange) призывал открыть спор в ВТО, а еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон сказал, что IRA может привести к ответным действиям. Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал меры США «суперагрессивными» и призвал западных союзников вновь синхронизировать торговые политики.

В исследовании отмечается, что США на 35% зависит от Китая в плане поставок аккумуляторов большой емкости, которые используются в электромобилях и стационарных накопителях электроэнергии. Кроме того, страна стала глубоко зависеть от Китая в вопросах поставок ряда материалов, используемых в производстве аккумуляторов, включая оксиды и гидроксиды никеля (Китай обеспечивает 87% американского импорта), необработанный марганец (83% импорта) и различные формы природного графита, для которых зависимость США от китайского импорта колеблется от 54% до 79%. Более того, Америка также становится все более зависимой от Китая в импорте неодимовых магнитов, важнейшего компонента ветряных турбин, и атомной энергетики, пишут европейские депутаты.

«Фактически, обе стороны Атлантики догоняют Китай в различных технологиях возобновляемой энергетики. К 2030 году запланированные мощности Китая по производству аккумуляторов превысят прогнозируемый спрос как минимум в 2-4 раза. Опыт производства стали и другой продукции показывает, что китайские аккумуляторы и электромобили быстро наводнят мировой рынок по ценам ниже, чем себестоимость производства в Европе или США. Это поставит под сомнение способность Америки и Европы конкурировать в будущем»,

— говорится в исследовании.

Кроме того, если в 1995 году 6% промышленного импорта США приходилось на Китай, а 6% — на детали китайского производства, то к 2018 году эти цифры выросли до 65% и 94% соответственно. Такая тенденция в свою очередь сопровождалась резким сокращением занятости в промышленности и снижением средних доходов в США.

Парламентарии отмечают, что «худшие опасения Европы по поводу последствий IRA в сочетании с более высокими затратами на электроэнергию подтвердились корпоративными инвестиционными решениями». По словам министра энергетики Франции Аньес Паннье-Рунашер, французские и немецкие компании принимают решение об инвестициях в США, хотя говорили, что сделали бы это в Европе. После принятия IRA Volkswagen объявил о планах построить завод стоимостью $2 млрд в США. BMW строит там завод по сборке аккумуляторов и завод по производству аккумуляторных элементов. Mercedes-Benz открыл завод по производству аккумуляторов на своем существующем заводе в Алабаме.

В то же время Европа сталкивается с собственным недостатком ресурсов, удовлетворяющих ее потребности в энергопереходе. Например, прогнозируется, что европейский спрос на литий-ионные батареи и топливные элементы, необходимые для электромобилей, в ближайшие годы вырастет до 30 раз. ЕС в значительной степени зависит от Китая как в области этих элементов, так и батарей.

«Без принятия решительных мер к 2030 году европейская энергетическая экосистема может оказаться в зависимости от Китая другого характера, но с такой же серьезностью, по сравнению с той, которую она имела от России до вторжения в Украину»,

 — говорится в документе, подготовленном испанским председательством в ЕС.

Против кого дружим, девочки?

В итоге Китай был назван «новым вызовом» в числе проблем, связанных с изменением климата, зеленым и цифровым переходом, а европейское сопротивление экономической поддержке американской промышленности быстро ослабло.

И после громкого недовольства IRA «Европа присоединилась к гонке субсидий, хотя и медленно и без такого большого запаса финансовых средств, как у Америки», говорится в исследовании Европарламента.

В марте 2023 года Еврокомиссия обозначила свои цели по производству чистых энерготехнологий в ЕС и критически важных минералов, Брюссель также снижает бюрократические препоны и отменяет ограничения на государственную помощь.

Однако в Европе признают, что ЕС и США ждут ощутимые разногласия. Совет США-ЕС по торговле и технологиям не добился существенных результатов, но его повестка дня расширяется: механизм корректировки границ выбросов углерода в ЕС, конкуренция за полезные ископаемые, имеющие решающее значение для необходимого энергетического перехода, конфиденциальность в условиях все более цифровой экономики, координация экспортного контроля и регулирование искусственного интеллекта.

Американские СМИ отмечают, что экс-президент США Дональд Трамп, итак повышавший пошлины на товары из Китая, при возвращении к власти обещал повысить их еще, поэтому заявление Йеллен может быть попыткой склонить колеблющихся избирателей Джорджии к кандидатуре Джо Байдена.

В Евросоюзе в 2024 году пройдут выборы в Европарламент и государства-члены ЕС проводят девять национальных выборов.

«В содержательном и политическом плане трансатлантические дебаты по поводу промышленной политики только начались»,

— говорится в исследовании Европарламента.

Светлана Кристалинская

"