Posted 17 января, 16:43

Published 17 января, 16:43

Modified 17 января, 16:48

Updated 17 января, 16:48

Вечерние эмоции «НиК»: Исход из Красного моря и битва нефтяных оракулов

17 января 2024, 16:43
Павел Журавлев
ОПЕК выпустила ежемесячные предсказания по нефти, из Красного моря уходят последние судовладельцы, Суэцкий канал вырос в цене.
Сюжет
ОПЕК

Битва оракулов

Сегодня картель ОПЕК выпустил ежемесячный отчет со своими прогнозами по рынку углеводородов. Информация в целом полезная, но, как всегда, мы сталкиваемся с ситуацией «мое прогнозное кунг-фу сильнее». Все крупные мировые институты, которые публикуют свою аналитику и прогнозы по нефтегазовой отрасли, находятся в состоянии некой скрытой конкуренции. И каждый пытается убедить мир, что его пророчества наиболее верные и надежные.

Глава ОПЕК Хайтам Аль-Гайс сегодня разнес в пух и прах предыдущие прогнозы различных экспертов, что в ближайшие пару лет спрос на нефть в мире достигнет своего пика, после которого, по логике, пойдет спад. Теперь стоит подождать отчета Международного энергетического агентства, чтобы наблюдать эпическую битву нефтяных оракулов.

Поэтому принцип анализа этих прогнозов давно проверенный: нужно изучать все стороны и выводить некий средний коэффициент.

В нынешней оценке от ОПЕК фигурирует стабильность в добыче нефти и конденсата в России на пару предстоящих лет. От предыдущего прогноза картеля нынешний отличается незначительным ростом в объемах добычи жидких углеводородов: с 10,62 млн баррелей в сутки до 10,78 млн. Корректировка прогноза произошла после оценки добычи в IV квартале прошлого года. При этом в следующем году, по оценкам ОПЕК, тенденция сохранится. Такие выводы аналитиков группы стран-экспортеров нефти основываются на мнении, что даже разработка новых скважин в России не будет иметь значительного влияния на рост добычи, поскольку она будет компенсироваться снижением объемов извлекаемых углеводородов на старых месторождениях.

Время покажет, насколько это соответствует реальности.

Большой исход

Продолжается великий исход из Красного моря. Сейчас вместо Моисея с его чудесами по раззверзанию морской пучины свои фокусы демонстрируют йеменские хуситы и Иран, который атаковал Ирак. Угрозы нападения хуситских племен и нагнетание напряженности в регионе Тегераном заставило большинство стран переориентировать свои караванные маршруты торговых судов из Красного моря вокруг Африки. Сегодня японские транспортные компании Nippon Yusen, Mitsui, Kawasaki Kisen отменили маршруты своих судов через Красное море. Если раньше они перенаправляли только суда, которые имели контракты с Израилем, то сегодня до них дошло, что йеменские племена с ракетами давно перестали разбираться с принадлежностью целей и пуляют во все торговые суда.

Понятно, что кризис в Красном море сильно бьет по мировой торговле. Но в особенно интересную позицию стал Египет. Было понятно изначально, что первой от ухода торговых судов из Суэцкого канала пострадает именно родина Тутанхамона и Нефертити. Падение доходов от взимания платы за проход по каналу сильно ударило по наполняемости бюджета Египта, а Суэцкий канал давал львиную долю в казну страны. Что сделали египтяне? Конечно, повысили тариф за проход через свой канал аж на 15% сразу. Таким образом, они решили компенсировать падение трафика в канале на 30% с начала хуситских атак на торговые корабли. Параллельно Египет ведет переговоры с МВФ об удвоении помощи своей экономике.

И это задирание тарифов в Суэцком канале — еще цветочки. Ягодкой может оказаться нехватка танкеров для мировых перевозок нефти. Такие очень неприятные перспективы нарисовал своим коллегам глава нефтяного гиганта Saudi Aramco Амин Нассер на форуме в Давосе.

По его прогнозам, если на йеменских хуситов не накинут уздечку в самое ближайшее время, то танкеры станут в дефиците, ведь альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды не дает никаких добрых надежд. За счет более длинного маршрута возникает потребность в большем количестве танкеров. При этом КСА находится в более спокойном положении, поскольку она помнит свою проигранную Йемену войну и ведет с хуситами переговоры. На саудовские танкеры йеменские повстанцы не нападали, хотя полной гарантии безопасности нет и у королевства.

Хорошего вам завтра!

"