Posted 12 января, 11:00

Published 12 января, 11:00

Modified 12 января, 11:20

Updated 12 января, 11:20

Эксперт Марцинкевич: В отношении рынка нефтепродуктов Россия движется не туда

12 января 2024, 11:00
Прошедший, 2023 год поставил перед российским нефтегазом массу задач, большая часть которых была решена. Однако наступивший 2024 год вряд ли даст возможность расслабиться.

США и ЕС только усиливают санкционное давление. На мировой нефтегазовый рынок может сильно повлиять и палестино-израильский конфликт, который уже меняет мировой нефтегазовый трафик.

Кроме внешних вызовов, в России достаточное количество и собственных проблем. Причем пока непонятно, будут ли они решаться в наступившем году. Напомним, что в 2024 году завершается налоговый маневр, который был разработан Минфином в совершенно иных геополитических и рыночных реалиях середины 2010-х годов.

О том, чего уже достигла российская нефтегазовая отрасль и что ей ждать в будущем, «НиК» спросил у Бориса Марцинкевича, главного редактора geoenergetics.info:

«НиК»: Верной ли дорогой движется российская энергетика и нефтегаз? Отвечает ли стратегия развития сегодняшним реалиям?

— В отношении рынка нефтепродуктов очевидно, что страна движется не туда. Если не изменится налоговая ситуация, то у нефтепереработчиков не будет никакого экономического стимула продавать топливо на внутреннем рынке. Напомню, что в январе 2024 года в очередной раз выросла ставка НДПИ, а также увеличились акцизы.

У нефтепереработки сейчас перспектив нет. Однако у компаний большая заинтересованность в газовой переработке. Напомню, что в конце года Антон Силуанов говорил о возможности финансирования проектов по сжижению и газопереработки в Усть-Луге из ФНБ. Большие надежды возлагаются и на проект «Восток-Ойл».

Что касается внешнего контура, то тут очевиден успех нефтяников. Переориентировать такой огромный поток нефти на новые рынки сложно.

К сожалению, не появилось никакой информации о выполнении поручения главы правительства Министерству промышленности и торговли РФ о необходимости создания новой стратегии развития судостроительной отрасли. Мы по-прежнему фрахтуем и страхуем чужие суда. Будем надеется, что в 2024 это поручение все же будет выполнено.

Перспективы газовой отрасли связаны с ростом поставок метана в Китай. Идут переговоры по газопроводу «Сила Сибири-2». Готовится ТЭО по Сахалинскому [«дальневосточному» — «НиК»] маршруту, и есть надежда, что в 2024 году начнется реализация этого проекта.

На мой взгляд, существуют большие перспективы увеличения поставок сетевого газа в государства Центральной Азии. Может вырасти газовый экспорт в Узбекистан и Казахстан, Киргизия готова забирать определенный объем. Инфраструктура для этой цели в виде системы магистральных газопроводов «Средняя Азия — Центр» имеется, ее только осталось развернуть в реверсном направлении.

Надеюсь, что будут подвижки по проекту строительства газопровода «Волхов-Мурманск-Белокаменка». Ведь на сегодняшний день объемы сибирского газа, направлявшегося к Балтике, просто заперты. После строительства этого нового газопровода 40 млрд кубометров начнут уходить в Мурманск, чтобы обеспечить снабжение газом потребителей Карелии, Мурманской области и проект мурманского СПГ — это немного поможет с объемами добычи.

Надеюсь, что НОВАТЭК справится с проблемами, которые ему создает Минфин США в виде многочисленных санкций в отношении «Арктик СПГ 2» и проектов арктической перевалки. Надеюсь, что судостроительный комплекс «Звезда» начнет справляться со строительством танкеров-газовозов. Было поручение правительства в адрес Министерства промышленности и торговли, а также «Росатома» по реализации технологии строительства криогенных емкостей. В открытых источниках по исполнению данного поручения никакой информации нет.

Надеюсь, что мы сможем развивать добычу угля. Сейчас проблем более чем достаточно, в частности 80-процентная зависимость по горнодобывающей технике.

Касаясь атомной отрасли, напомню, что в начале декабря генеральный директор «Росатома» говорил о возможном подписании с Узбекистаном обязывающего контракта по плану строительства АЭС. Также ждем референдума в Казахстане по поводу строительства АЭС.

«НиК»: Какие главные угрозы внутренние и внешние вы видите для российского нефтегазового комплекса?

— Внутренние угрозы известны. В частности очевидно, что РЖД присоединилась к антироссийским санкциям. Нет ни одного проекта, который был бы реализован в предусмотренные сроки. У нас отменено строительство Северного широтного хода. Несмотря на наличие в пяти стратегических документах не строится новая железная дорога в НАО и Коми «Сосногорск — Индига». С 2011 года остановлен проект реализации нового железнодорожного пути из Тывы в Курагино, где, кстати, золотой костыль в начале дороги забивали Путин и Шойгу.

Главная внутренняя угроза заключается в том, что РЖД отказывается выполнять какие-либо проекты в срок. Девятилетнее строительство еврейско-китайского железнодорожного моста через Амур (в Еврейском автономном округе) — это, конечно, большое достижение!

Из внешних угроз понятно, что будет продолжаться санкционное давление. Однако для России важно, чтобы СВО была закончена после решения тех задач, которые были поставлены перед началом этой операции.

«НиК»: Какие, на ваш взгляд, главные энергетические итоги года, и каков ваш прогноз на следующий?

— Мы выдержали тактическую атаку, сохранили объемы добычи нефти — сокращения идут только в соответствии с договоренностями ОПЕК+. Однако вывоз нефти осуществляется теневым флотом. Со строительством своих судов у нас пока «как есть».

Упали объемы добычи и экспорт газа, но с учетом террористической деятельности США удивляться этому не приходится. Будем надеяться, что китайское направление оживет, как и среднеазиатское. Если успешно реализуются проекты «Арктик СПГ 2» и «Балтийский СПГ», то есть на что рассчитывать.

С 1 января 2024 года в БРИКС вступили новые члены, и тут могут быть серьезные успехи. Если посмотреть на список входящих в организацию стран, то очевидно, что в ней окажутся два крупнейших потребителя нефти — Индия и Китай, и крупнейшие производители черного золота — Россия и Саудовская Аравия. Поэтому тут возможен симбиоз, который позволяет работать вне долларового рынка.

Конечно, хочется увидеть окончание армяно-азербайджанского конфликта, поскольку это позволяет приступить к развитию Южно-Кавказской железной дороги. Данный проект восстановит железнодорожное сообщение Турции с Ираном. Он сулит России увеличение товарооборота, который не контролируется никакими военно-морскими силами США.

Есть надежда и на удачное завершение выборов, после которого мы увидим новых специалистов в составе правительства, которые, возможно, начнут активнее заниматься реализацией всех стратегических проектов.

"