Posted 5 декабря 2023,, 13:50

Published 5 декабря 2023,, 13:50

Modified 5 декабря 2023,, 13:50

Updated 5 декабря 2023,, 13:50

Европейское эмбарго на нефть из России: итоги за год действия

5 декабря 2023, 13:50

Европейское эмбарго на нефть из России: итоги за год действия

Прошел ровно год с того дня, в который Евросоюз гордо отказался от российской нефти, поставляемой в европейские порты.

Европейское эмбарго на российскую нефть и пресловутый «потолок» цен на российское сырье стран G7 на уровне $60 за баррель заработали именно в этот день — 5 декабря. Еще через два месяца Европа отказалась от российских нефтепродуктов. Однако результаты этого «наказания» России весьма противоречивы. Собственно, до конца не понятно, кто кого наказал.

С одной стороны, нефтекомпании РФ действительно потеряли значительные средства, перестраивая свой экспорт. Но им это удалось сделать. Теперь Россия стала независима от западных страховых компаний, банковской системы, а также — почти — от доллара и евро. При этом нефтехимическая промышленность ЕС прибывает в унынии, а производство падает, и конца этому процессу пока не видно.

Отраслевые эксперты отмечают, что в 2022-23 годах произошло самое масштабное за последние 30 лет изменение торговых потоков нефти. России удалось перенаправить в Азию практически все нефтяные объемы, которые ранее шли в Старый Свет. Соответственно, страны Ближнего Востока устремились в ЕС со своим сырьем.

По данным Евростата, РФ отправляет в Европу по нефтепроводу «Дружба» всего 1,4-2 млн т в месяц, или не более 10% всего нефтяного экспорта. Теперь Китай и Индия забирают 90% российского сырья — оно поставляется морем и в ЕС запрещено. Кроме того, увеличился экспорт черного золота в Турцию. Вместе с тем эксперты указывают, что пока неизвестно, сколько нефти из «латвийской смеси» — смеси нескольких сортов нефти, в том числе и Urals, чтобы скрыть происхождение сырья — просачивается на европейский рынок. Хотя европейская промышленность, видимо, эти бленды только приветствует.

Как пишет газета Politico, также пострадали «монопольные возможности Запада по обслуживанию трейдеров и судовладельцев»: речь о страховых и финансовых услугах для перевозчиков. Но это, скорее, от «потолка» цен на российскую нефть, нежели чем от ее запрета в ЕС. Впрочем, отмечает издание, до 48% транспорта российской нефти по-прежнему осуществляют компании из европейских стран и стран G7.

А вот европейской нефтехимии ЕС совсем плохо от эмбарго. Как ранее сообщал Bloomberg, в 2023 году спрос нафту в Европе снизится до уровня 1975 года, то есть заводам не нужно сырье для производства нефтехимии, хотя пластик европейцы потреблять не перестали. Просто его стало дешевле импортировать, чем производить в ЕС. Общее потребление дизеля и нафты по итогам года, как ожидается, рухнет на 500 тыс. б/с по сравнению с уровнем 2019 года. Теперь Евросоюз является импортером дизеля из Ближнего Востока, Индии и США — производить этот продукт на европейских НПЗ невыгодно. Впрочем, здесь свою роль играет еще энергокризис и «добровольный» отказ от российского газа, но, опять же, не по инициативе РФ.

"