Posted 9 ноября 2023,, 11:01

Published 9 ноября 2023,, 11:01

Modified 9 ноября 2023,, 11:17

Updated 9 ноября 2023,, 11:17

Российской нефтянке надо привыкать к «китайским качелям»

9 ноября 2023, 11:01

России придется бороться за место на рынке КНР с помощью дисконтов на нефть

Пока импорт нефти в КНР растет, экспорт нефтепродуктов падает, а России вскоре придется бороться за место на рынке Поднебесной с помощью дисконтов.

В этом году власти Китая выдали НПЗ в своей стране рекордный объем квот на экспорт нефтепродуктов. В сумме в 2023-м они могут составить 53,99 млн т (в 2022-м этот показатель составлял 34,75 млн т). При этом руководство Поднебесной на протяжении 2023 года охотно позволяло компаниям закупать больше нефти. В июне Китай выпустил третью партию квот на импорт сырой нефти на 2023 год, увеличив суммарный объем за первую половину этого года до 194,1 млн т, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2022-го.

Значит ли это, что в подобных условиях есть предпосылки для роста экспорта в КНР российской нефти? Или компаниям, поставляющим черное золото из России в Китай, придется привыкать к «качелям», когда НПЗ сначала стремительно выбирают все квоты, предоставленные Пекином, а потом закрываются для работы исключительно на внутреннем рынке, тем самым сбавляя производственные мощности?

Китайские нефтяные качели

За первое полугодие 2023-го Китай в среднем импортировал 11,4 млн б/с нефти, что на почти 12% больше того же временного отрезка в 2022 году. Сыграли роль несколько факторов. Важнейшие из них — это снятие локдаунов с ряда провинций из-за COVID-19, после чего стал расти спрос на моторное топливо, а также расширение мощностей в ряде крупных НПЗ.

В октябре импорт сырой нефти КНР составил 48,97 млн т, что является самым высоким уровнем с августа 2023-го. Этому способствовали не только разрешения частным НПЗ в Китае на импорт нефти, но и получение больших партий для госпредприятий в нефтепереработке в соответствии с долгосрочными контрактами с Saudi Aramco. Что интересно, с ростом импорта нефти в середине этой осени экспорт нефтепродуктов от китайских НПЗ, наоборот, стал снижаться. По данным китайской таможни, зарубежные поставки нефтепродуктов в октябре упали до 5,17 млн т (уменьшение по сравнению с показателями сентября на 5%).

Причина такого падения экспорта: китайские НПЗ исчерпали почти весь объем государственных квот на продажу нефтепродуктов за рубеж, срок действия которых истекает в конце года. Еще в начале осени правительство Поднебесной четко заявило, что не будет увеличивать объем квот на экспорт нефтепродуктов, который и так уже выше прошлогоднего показателя.

По словам аналитиков из китайской OilChem, в конце сентября НПЗ Китая уже использовали 80% своих экспортных квот. К концу ноября показатель вырастет до 95%. Проще говоря, нефтепереработчики Поднебесной не распределили объемы экспорта нефтепродуктов равномерно по всему году. Они делали это рывками, продавая товар в максимально больших объемах, когда это было выгоднее всего, т. е. руководствовались конъюнктурой рынка. Из-за этого нефтепереработчикам придется в последние два месяца отправлять на продажу за рубеж крайне малые объемы нефтепродуктов. Разумеется, это отразится на потреблении нефти китайскими НПЗ. Для России, у которой китайский рынок сбыта нефти является ключевым, это важный момент.

Как сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе Пятого российско-китайского энергетического бизнес-форума, по итогам 8 месяцев 2023 года РФ стала главным поставщиком нефти в КНР (опередив Саудовскую Аравию).

«В этом году в Китай уже поставлено более 75 млн т российской нефти, что на 25% больше, чем в прошлом»,

— сообщил Сечин 19 октября.

Однако в сентябре РФ сократила поставки черного золота в Китай на 17,1%, до 8,74 млн т (в августе было 10,54 млн т). Правда, тогда КНР уменьшила импорт не только из РФ. Экспорт нефти из Малайзии (читаем — из подсанкционных Ирана и Венесуэлы) уменьшился в сентябре по сравнению с августом на 9,1%, из Ирака — на 5,6% из ОАЭ — на 22,6%, из Саудовской Аравии — на 17,9%.

С кем РФ будет бороться на рынке КНР?

В беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал, что позиция властей КНР по отношению к росту импорта нефти, включая российскую, вполне понятна. КНР официально поставила цель — довести объемы нефтепереработки Поднебесной до 1 млрд т нефтепродуктов в год. Учитывая тот факт, что по итогам 2022-го года максимальная мощность нефтепереработки в КНР увеличилась почти до 920 млн т в год, страна уверено идет к этой цели. При этом большего Пекину не нужно.

«Все понимают, что достигнув отметки в 1 млрд т нефтепродуктов в год, отрасль в КНР остановит увеличение мощностей, которое длилось почти десять лет. Почему в таких условиях не позволить экспортировать больше топлива? Вполне возможно, что власти КНР держат в уме ситуацию на Ближнем Востоке. Если вдруг там произойдет эскалация конфликта, чего полностью исключать, к сожалению, ни в коем случае нельзя, то могут возникнуть перебои поставок черного золота из региона. В таких условиях Китаю лучше иметь запас нефтепродуктов на своей территории. Вдруг возникнет дефицит нефти, тогда эти резервные нефтепродукты пригодятся для внутреннего рынка.
Спрос на нефть со стороны китайских НПЗ в IV квартале будет руководствоваться запросами внутреннего рынка Поднебесной. На РФ это, конечно, повлияет, но не стоит сгущать краски. Российские сорта являются наиболее востребованными по физико-химическим параметрам для нефтепереработки Китая. В этом плане с ней могут хорошо конкурировать иранская и саудовская нефть. Вопрос лишь в том, кто сможет предложить лучшую для китайских НПЗ цену. Мне кажется, первой из такой борьбы выпадет именно Саудовская Аравия, которая привыкла торговать черным золотом в КНР по рыночным ценам, а иногда и с премией. Сейчас Saudi Aramco обещает, что сохранит цену на свою нефть для азиатских покупателей. Это уже следует считать достижением. А вот Иран и РФ могут дисконты увеличивать.
Кстати, Тегеран с начала 2023 года существенно нарастил объемы поставок в Поднебесную, поэтому именно с ним Москве и придется сильнее всего бороться на рынке. Однако я считаю, что у РФ есть гибкость в этом вопросе, если речь идет о поставках нефти по морю. Российские сорта хорошо представлены на рынке КНР, вытеснить их крайне трудно. Что же касается трубопровода (около половины экспорта нефти из РФ в Китай идет по нефтепроводу „Восточная Сибирь — Тихий океан“ и по нефтепроводам с транзитом через Казахстан), торговля российским сортом ВСТО будет проходить в соответствии с долгосрочным контрактом»,

— рассказал эксперт.

По мнению Алексея Громова, Китай вскоре упрется в «верхнюю планку», поскольку 1 млрд т нефтепродуктов в год — это весьма четкий предел. Более того, даже эта цифра уже предполагает, что КНР будет экспортировать нефтепродукты. Нельзя списывать со счетов политику декарбонизации, согласно которой к 2030 году объем выбросов СО2 на территории Китая должен перестать расти.

«Политика выдачи квот на экспорт нефтепродуктов китайским правительством для НПЗ Поднебесной будет определяться на глобальном рынке нефти. До конца этого года существенных изменений не будет. А вот в 2024 году многое будет зависеть от регионального конфликта на Ближнем Востоке. Также Пекин будет смотреть на то, задействует ли Запад дополнительные санкции против российской нефтянки (сейчас ведь в ЕС идет дискуссия об изменении потолка цен).
Если ситуация на Ближнем Востоке останется напряженной или ухудшится, то власти КНР будут выдавать меньше квот на экспорт нефтепродуктов, следовательно, это ударит по объему импорта нефти. Если же в Восточном Средиземноморье все успокоится, а Россия получит новые ограничения для своего нефтегаза от Запада, то Пекин будет ожидать увеличения дисконта на российскую нефть и расширит квоты на экспорт нефтепродуктов»,

— заключил эксперт.

Удержать место на рынке

Важно отметить, что китайские компании в ближайшие годы не собираются строить новые объекты нефтепереработки вроде недавно запущенного в эксплуатацию гиганта в Гуандуне — нефтехимического комплекса компании PetroChina Guangdong Petrochemical мощностью по переработке 20 млн т нефти в год.

В октябре этого года в Национальной комиссии по развитию и реформам Китая сообщили, что к 2025 году внутренние мощности по переработке нефти будут контролироваться в пределах 1 млрд т, а «установки от 10 млн т будут составлять около 55% от всех мощностей». При этом региональные власти к 2025 году «должны способствовать планомерной ликвидации установок атмосферно-вакуумной перегонки нефти годовой производительностью 2 млн т и менее, если те не соответствуют национальной промышленной политике».

Проще говоря, Пекин опасается профицита мощностей нефтепереработки. В целом, вполне здравая осторожность. США, которые до этого года считались в мире традиционным лидером по нефтепереработке, в 2022-м перерабатывали 18,1 млн б/с. По итогам 2022 года они произвели 800 млн т. Китай произвел 700 млн т, но его максимальная мощность уже составляла 18,4 б/с. Пекин не догнал Вашингтон по фактическому объему производства нефтепродуктов, поскольку его мощности НПЗ были загружены на 70%, а американские — на 90%. Логично предположить, что когда Поднебесная достигнет 1 млрд т нефтепродуктов в год, а США и другие страны-производители хотя бы сохранят те объемы, что уже есть, наращивать мощности уже не придется. Миру столько топлива и других продуктов из нефти не нужно. А если кризис начнет доставлять проблемы экономикам разных стран еще сильнее чем сегодня, то и нефтепродуктов, возможно, понадобится даже еще меньше, чем в последние годы.

Это приводит к мысли о том, что российским поставщикам нефти на китайском рынке нужно больше думать не о том, как нарастить объем поставок по сравнению с показателями этого года, а о том, как закрепиться на рынке и удержать ту долю, что они уже занимают в Поднебесной сегодня. Очевидно, что выполняться такая задача будет за счет предоставления китайским потребителям дисконтов, если те начнут делать выбор в пользу иранской нефти. Тегеран, кстати, уверенно увеличивает свой экспорт, включая поставки в КНР. В августе экспорт иранской нефти достиг 1,85 млн б/с. Для сравнения: по данным Kpler, поставки нефти из ИРИ в мае этого года превысили 1,5 млн б/с, что являлось на тот момент самым высоким месячным показателем с 2018 года. При этом растет и добыча. Министерство нефти ИРИ в начале ноября заявило об увеличении объемов добываемого черного золота в стране за последние два года — с 2,2 млн до 3,4 млн б/с.

Впрочем, надо признать, что поставщики нефти из РФ активно наращивали экспорт черного золота в этом году настолько, насколько это возможно. Продажа нефти из РФ в КНР за восемь месяцев этого года выросла до 79,9, т. е. на 24,4% больше, чем за тот же период в 2022-м. По итогам 2023-го ожидается показатель в 100 млн т. Для сравнения: в год Китай импортирует примерно 500 млн т нефти.

В идеале, российская нефтянка должна закрепиться в Китае по образу саудовской модели. Ее суть: компании из ближневосточного королевства активно инвестируют в создание новых НПЗ в Поднебесной. Эти заводы строятся таким образом, чтобы работать именно с сортами нефти из Саудовской Аравии, что автоматически гарантирует последней долю для сбыта черного золота на рынке КНР. Проблема в том, что, как уже говорилось ранее, Китай почти «уперся в потолок» по нефтеперерабатывающим мощностям, т. е. больше заводов-гигантов он массово строить не будет. Это значит, что либо российским компаниям следует выкупать доли в уже работающих НПЗ, либо все-таки бороться с конкурентами на рынке КНР с помощью дисконта.

Как отметил в комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, все-таки Россия — крупнейший поставщик черного золота, а Пекин крупнейший покупатель для Москвы. И это было еще до 2022 года, до того, как РФ стала предлагать скидки. Вот с Индией было не так. Она для России не была даже в ТОП-10 покупателей нефти, но все изменилось в 2022 году из-за перестроения логистики и санкций.

«В Китай поставки нефти РФ просто увеличила, а не открыла для себя новый рынок. И ВСТО был полностью „забит“ для покупателей в КНР, и ответвление на Китай 30 млн т (где нефть идет по долгосрочным контрактам), и еще 10 млн т транзитом через Казахстан идет. Это тоже происходит уже долгие годы, а не только в 2022-м или 2023-м. В Южную Корею, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии российская нефть шла в довольно малых количествах. Поэтому говорить о том, что РФ радикально перешла только на китайский рынок, неверно. Но надо признать, что туда теперь идет гораздо больше сорта Urals. Он тоже шел в Китай, но в гораздо меньших объемах, чем сейчас. Говоря о том, что российской нефти надо бороться с конкурентами на рынке Поднебесной, пожалуй, надо говорить как раз именно об этом сорте»,

— уверяет эксперт.

Для КНР, считает Игорь Юшков, это довольно интересный продукт. В западной прессе пытаются писать о том, что Китай нарастил закупки у Ирана, а значит, сократил закупки у РФ. Российская и иранская нефть в СМИ Запада почему-то воспринимаются как взаимоисключающие друг друга продукты на рынке КНР. Но на практике это не так. Пекин покупает больше у обеих стран. Если их цена более привлекательна, чем у остальных поставщиков, почему бы не нарастить импорт у обоих?

Китай восстанавливается после COVID-19, в стране хоть и растут темпы продаж электромобилей, но авто на ДВС тоже играет важнейшую роль. Более того, Китай очень много перерабатывает и экспортирует полученные нефтепродукты. Почему бы ему не закупать нефть со скидками у Ирана и РФ, и не отправлять на экспорт топливо и другие типы нефтепродуктов в больших объемах?

«Я считаю, что Россия в любом случае останется крупным поставщиком нефти для Китая. Проблем с реализаций нефти не будет. Другой опрос, что надо сохранять определенный дисконт. Впрочем, он сегодня уже не такой, каким был на пике ($35 за баррель). Сейчас это около $9 за баррель. Да, до полного нуля по сравнению с эталонными сортами он, наверное, не дойдет, потому что РФ надо удерживать китайский рынок. Кстати, как и индийский, где традиционно играет большую роль иракская нефть, и с ней тоже надо конкурировать. Определенный дисконт для Китая будет, но не исключено, что он сократится еще больше, чем сейчас. Вполне возможно, что он опустится до $4-5 за баррель»,

— заключил эксперт.

Илья Круглей

"