Posted 15 февраля 2018,, 09:36

Published 15 февраля 2018,, 09:36

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Транснациональные компании «поправляют» бухгалтерию

15 февраля 2018, 09:36
В обзоре агентства Fitch Ratings указано улучшение финансового положения Shell, Total и BP несмотря на падение нефтяных цен
Сюжет
BP

Агентство Fitch Ratings опубликовало обзор, который свидетельствует, что такие компании, как Shell, Total и BP, волшебным образом улучшили свое финансовое положение. В обзоре агентства от 8 февраля 2018 года указано, что европейские нефтяные компании, включая Shell, Total и BP, в целом адаптировались к ценам на нефть ниже $60.

Свободный денежный поток этих НК стал по итогам 2017 года больше, чем в 2013 году, когда цена за баррель нефти была выше $100. Как им это удалось – остается загадкой, так как показатели прибыли компаний падают.

Нефтяники увеличили свободный денежный поток

Fitch Ratings сделало вывод, что часть нефтедобывающих компаний начали зарабатывать больше, чем тратить, на основании того, что в 2017 году у BP свободный денежный поток составил минус $0,5 млрд, а у Total – $6,6 млрд. Между тем в 2013 году свободный денежный поток Total составлял минус $14 млрд, у BP – минус $3 млрд.

В агентстве назвали несколько причин финансовых успехов крупных нефтегазовых компаний:

сокращение капитальных затрат, введение скрипт-дивидендов, позволяющих отложить срок выплат, сокращение затрат на нефтехимические и нефтеперерабатывающие проекты, снижение цен на услуги нефтесервисных компаний. Все это по большому счету сложно отнести к достижениям, скорее – к усиленным мерам по выживанию.

Российские отраслевые эксперты не столь оптимистичны даже в отношении итогов прошлого 2017 года. Кроме того, они считают, что в 2018 году компании покажут худшую отчетность.

Сокращение инвестиций или реструктуризация доходов

Старший аналитик по нефти и газу «Открытие Капитал» Артем Кончин отметил, что в последнее время крупные нефтегазовые компании продемонстрировали снижение операционных и капитальных затрат: «Возможно, это (увеличение свободного денежного потока – прим. «НиК») отголосок сокращения инвестиций в новые проекты. Кроме того, нефть не единственное, на чем эти компании зарабатывают. Есть газ, нефтепереработка, увеличился спрос на нефтепродукты. Все зависит от структуры компании», – заявил аналитик в интервью «НиК».

Налоги не успели вырасти

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов указал, что система налогообложения нефтяных компаний не линейна.

«Падение цен на черное золото привело к тому, что налогообложение отрасли было снижено во многих странах. Соответственно, в этих условиях даже умеренный рост стоимости нефти привел к тому, что остающиеся в распоряжении компаний суммы увеличились», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

По его словам, в большинстве стран система налогообложения устроена так, что нефтяники получают определенную фиксированную сумму с барреля. Она просто вычитается из стоимости нефти и отдается компаниям, все остальное забирает государство.

«Эта величина редко пересматривается. Поэтому, когда в 2017 году цены на нефть существенно подросли, в большинстве стран эту величину отчислений в казну с каждого барреля поднять не успели. А поскольку для дохода нефтяных компаний она важнее, чем цена на нефть, у них и получился хороший результат»,

– пояснил эксперт.

Прибыль нефтяных компаний снижается

Инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский считает, что, кроме свободного денежного потока, остальные показатели финансовой отчетности компаний, как европейских, так и американских, будут хуже.

«Отчетность Shell, Chevron и ExxonMobil оказалась удивительно слабой. За IV квартал 2017 года по ExxonMobil ожидалась чистая прибыль на акцию в размере $1,04. В итоге компания показала только $0,88 на акцию – хуже ожиданий на 15%. Chevron ожидал $1,22 чистой прибыли на акцию, но выдал только $0,72 – хуже ожиданий на 41%», – рассказал аналитик в интервью «НиК».

«Когда внимательнее начинаешь смотреть балансы нефтяных компаний США, видно, что их общая проблема заключается в росте себестоимости добычи. Она, по всей видимости, вызвана амортизацией основных фондов, проведение которой было отложено с 2014 года»,

– заметил Рожанковский.

Он пояснил, что у российских компаний есть долларовые расходы, в которые как раз и входит выбывание основных фондов и покупка запчастей, а также рублевые, отвечающие за зарплаты, административные расходы и т. д. У американских компаний нет такого понятия, как себестоимость, разделенная на две части.

«Компаниям США не только никак нельзя снизить фонд оплаты труда, он еще из года в год и растет, поскольку нефтяники в соответствии с федеральными требованиями должны индексировать зарплаты. С 2014 года они выросли уже на 8%. Кроме того, после катастрофы в 2010 году на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в Соединенных Штатах очень сильно возросли требования по безопасности добычи. Теперь платформы экипируются специальными улавливателями утечек нефти – это очень дорогостоящее оборудование», – напомнил аналитик.

Он отметил, что все компании, которые находятся в долларовой зоне, испытывают давление от возросшего доллара: «Удорожание доллара увеличивает расходы на обслуживание. Рентабельность у американских нефтяных компаний остается пока очень низкой. При сохранении высокого доллара я не ожидаю, что они способны на прорыв».

Рожанковский напомнил, что, когда кто-то говорит о росте свободного денежного потока, это означает, что все остальные финансовые показатели компании плохие.

«Свободный денежный поток увеличивается, когда растет объем финансовых операций, включающих затратную и доходную часть. Это общий вал как со знаком плюс, так и со знаком минус, сугубо монетарный показатель, указывающий на позицию компании через оборот денежных средств на ее счетах. Для банка свободный денежный поток важен, так как операции с деньгами – это работа банка, получающего за это проценты. Однако для производственных компаний гораздо важнее показатель выручки, так как в свободный денежный поток могут входить и дебетовые акции. Например, этот показатель может указывать на возросший объем кредитования и обслуживания этих кредитов. У меня есть подозрение, что возросший свободный денежный поток во многом атрибутирован именно к увеличению объема привлеченных средств, то есть кредитов для обновления основных фондов», – заявил аналитик Global FX. По его прогнозу, если цены на нефть стабильно не установятся выше $70–80 за баррель, у американских компаний будет еще один плохой год.

МЭА против ОПЕК

Тем не менее Международное энергетическое агентство продолжает говорить о том, что к концу 2018 года США не только догонят, но и перегонят Россию по объему добычи нефти.

«К ноябрю (2017 года – прим. «НиК») добыча нефти в США возросла на 846 тыс. баррелей в сутки и вскоре перегонит Саудовскую Аравию. К концу года она также может перегнать и Россию, став мировым лидером», – говорится в январском докладе МЭА.

Аналитики агентства уверены, что Соединенные Штаты не только станут лидером нефтедобычи, но и смогут нивелировать весь эффект венского соглашения ОПЕК+.

Таким образом, президент США сможет реализовать свой предвыборный лозунг об энергетической независимости страны.

Правда, в этом случае может пострадать другая идея американского лидера – сильная экономика США, поскольку непонятно, за счет каких ресурсов будет наращиваться добыча нефти. И сможет ли пережить американская экономика продолжение субсидирования нефтяной отрасли страны за счет дешевых кредитов.

"