Posted 31 октября 2018,, 10:57

Published 31 октября 2018,, 10:57

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Транскаспийский газопровод не в интересах США

31 октября 2018, 10:57
Соединенным Штатам нужны новые рынки для своего СПГ, поэтому администрация Трампа вряд ли решится вкладывать средства в европейские газотранспортные проекты

Как и ожидалось, после подписания 12 августа 2018 г. конвенции о разграничении Каспийского моря туркменский газ стал постепенно искать дорогу в Евросоюз. На этот раз к европейским берегам его собирается доставить «Южный газовый коридор» (ЮГК), часть которого (газопровод ТАНАП, TANAP) запущена 12 июня 2018 г. Еще весной 2017 г. об одобрении проекта нового газопровода заявлял президент США Дональд Трамп. Очевидно, что Вашингтон хотел бы остановить продвижение российского газа, но сейчас ситуация несколько изменилась. Соединенным Штатам нужны новые рынки для своего СПГ, поэтому администрация Трампа вряд ли решится вкладывать средства в европейские газотранспортные проекты.

Проект ЮГК пока предусматривает транспортировку 15 млрд куб.м азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. В дальнейшем к нему предполагается подключение других источников, наиболее значимый из них – газ Туркменистана.

Кто наполнит «Южный газовый коридор»?

На днях в Брюсселе представители ЕС на переговорах с делегацией Туркменистана заявили о готовности содействовать привлечению инвестиций в строительство Транскаспийского газопровода.

По словам президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, благодаря принятию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря создана необходимая правовая база по прокладке газопровода.

«Теперь для реализации этого востребованного жизнью проекта нужны только согласие сторон-участниц и экологическая экспертиза, отвечающая строгим международным требованиям»,

– заявил туркменский лидер. Он пояснил, что проект предусматривает поставку туркменского природного газа на европейский рынок в объеме 30 млрд куб.м ежегодно в течение не менее 30 лет.

Транскаспийский газопровод между туркменским и азербайджанским побережьем Каспия необходим для подключения Туркмении к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Газопровод TANAP, торжественное открытие которого состоялось 12 июня 2018 г. в турецкой провинции Эскишехир, назвали «энергетическим Шелковым путем». Он предусматривает поставку газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу; он также войдет в проект «Южный газовый коридор». Однако без российского или туркменского газа в ЕС по этому газопроводу транспортировать будет практически нечего, так как пока по газопроводу TANAP будет транспортироваться в лучшем случае 15 млрд куб.м азербайджанского газа в год. Однако, как ранее говорили «НиК» отраслевые эксперты, Азербайджану не хватает газа даже на собственные нужды, поэтому на той ресурсной базе, что существует у Баку, планировать долгосрочные поставки в ЕС опрометчиво.

В странах Южной Европы проект «Южного газового коридора» вызывает ожесточенные споры. 26 октября премьер-министр Италии Джузеппе Конте, несмотря на протесты правящей партии страны, дал окончательное согласие на строительство Трансадриатического газопровода. При этом 24 октября Конте провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным о возможном подключении Италии к «Турецкому потоку», который должен заработать уже в конце 2019 г. Стоит отметить, что это не взаимоисключающие проекты.

Азербайджанского газа мало, когда присоединится туркменский неизвестно, а вот российское голубое топливо может быстро наполнить эту газотранспортную артерию. Тем более что таким образом ЕС сможет должным образом соблюсти требования Третьего энергопакета и диверсифицировать потоки энергоносителей в одном газопроводе.

Анализ предыдущих проектов Евросоюза и США в этом направлении также показывает, что ставки в них делались далеко не только на Туркменистан. Например, закрытый ныне «Набукко», названный в честь одноименной оперы Джузеппе Верди, в которой повествуется об освобождении иудеев из египетского плена, предполагал транспортировку голубого топлива из пяти стран: Ирана (месторождение Южный Парс), Азербайджана (Шах-Дениз), Туркменистана (Довлетабад, Южный Иолотань-Осман), а также иракского Курдистана и Израиля. Однако по вполне очевидным причинам газ Ирана, Курдистана вряд ли вольется в «Южный газовый коридор». Не приходится рассчитывать и на израильское голубое топливо, которое пока не греет даже граждан Израиля.

В нынешней ситуации администрации Трампа невыгодно лоббировать ЮГК, поскольку она вряд ли сможет контролировать, какой газ по нему пойдет. И рассчитывать на то, что страны Южной Европы предпочтут покупать американский СПГ, если у них будет альтернатива в виде газа, поставляемого по «Южному газовому коридору», не приходится.

Вашингтону не нужны конкуренты

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева в интервью «НиК» отметила, что проект Транскаспийского газопровода для США отойдет на второй план.

«Раньше Вашингтон не мог предложить газовому рынку существенные объемы газа, поэтому лоббировал проекты газопроводов для транспортировки туркменского газа в ЕС, чтобы остановить поставки российского газа на европейский рынок. Сейчас у США есть свое предложение, хотя и не большое, и они в первую очередь будут предлагать свой СПГ»,

– считает эксперт.

По ее мнению, в настоящее время проект газопровода через Каспий под вопросом.

«Сроки реализации «Турецкого потока» и «Северного потока – 2» – ближайшие два года. Россия готова обеспечить им полную загрузку. «Южный газовый коридор» к 2020 г. сможет транспортировать порядка 15 млрд куб.м из Азербайджана, а Туркменистан может быть подключен к проекту позже», – пояснила Кокорева.

Эксперт Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко заметил, что проект Транскаспийского газопровода обсуждается уже больше 10 лет и никаких серьезных европейских инвесторов у него не появилось.

«Непонятно, какими свободными объемами газа могут располагать туркмены для поставок в Европу, так как сейчас большинство производимого в этой стране голубого топлива поглощается Китаем и инфраструктура для его производства создавалась КНР. Под этот проект нужны свободные объемы газа и инвесторы. Прагматичная бизнес-стратегия европейцев свидетельствует о том, что с точки зрения инфраструктуры Евросоюзу удобнее всего закупать газ у России. Европа все меньше нуждается в газе, так как там развиваются энергосберегающие технологии и растет использование ВИЭ. Кроме того, у Европы есть проверенный поставщик газа – Катар, причем объемы поставляемого им газа на рынок ЕС с 2010 г. сокращаются, что также надо рассматривать в свете энергосберегающих технологий», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он уверен, что пока никто не вложится в ЮГК:

«Это очередной задел на будущее, а также возможность помахать у носа России очередной дубинкой».

Демиденко добавил, что при нынешней энергетической политике США невыгодно пускать еще одного газового конкурента европейский рынок.

Транскаспий нужен Турции

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов также отметил, что сейчас Транскаспийский газопровод – это европейский проект.

«Причина этого кроется прежде всего в том, что идет значительное падение добычи газа в самой Европе, поэтому в ЕС обеспокоены проблемой диверсификации приобретения энергоресурсов.

Проект Транскаспийского газопровода получается «палочкой-выручалочкой» для ЕС, так как, с одной стороны, по нему должен пойти не российский газ, а с другой – он способен дать Европе серьезные объемы сырья.

Например, если из Норвегии рост поставок газа за последние 5 лет составил только 10 млрд куб.м, то Транскаспийский газопровод для своей окупаемости должен поставлять порядка 30 млрд куб.м. Проблема в том, что ни одна из стран-экспортеров, участвующих в проекте строительства газопровода по дну Каспийского моря (Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), поодиночке не может обеспечить такой объем. Для этого им пришлось бы отказаться от всех остальных проектов. Но если ЕС не хочет зависеть от одного поставщика газа, то и экспортеры не собираются попадать в зависимость от одного покупателя. Поэтому все эти три страны рассматривают Транскаспийский газопровод исключительно как совместное предприятие», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

По его словам, сейчас основным интегратором проекта может выступить Турция, поскольку транспортировка газа проекта Транскаспия должна пойти в ЕС через территорию этой страны.

«Поэтому они приглашают Россию присоединиться к ЮГК и обеспечить таким образом устойчивость поступления на юг Европы 30 млрд куб.м газа. Мне кажется, что сейчас именно вокруг этого и ведется основной политический торг.

Вопрос и в том, будет ли Турция простым транзитером российского газа или она станет газовым хабом, то есть будет покупать российский газ на каких-то льготных условиях и перепродавать его в ЕС. Для Турции гораздо более интересен второй вариант», – заметил Анпилогов.

Он считает, что все это не устраивает США, поскольку в нынешнем варианте ЮГК частично решает проблемы транспортировки российского газа в ЕС. Кроме того, благодаря данному газопроводу происходит усиление Турции: «Мне кажется, что сейчас Транскаспийский газопровод будет во многом повторять судьбу «Набукко». На прежний энтузиазм США, которые фактически были главным инвестором газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, рассчитывать не приходится. Для России в этой ситуации есть момент маневра. Поскольку именно от 15-20 млрд куб.м российского газа будет зависеть устойчивость всего «Южного газового коридора», – указал эксперт.

ЕС верит в российский газ

Так или иначе, но пока в Евросоюзе, хоть и стоят планы по диверсификации источников энергии, на деле только увеличивают закупки российского газа. Это подтверждает и последнее заявление генерального директора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой, которая, выступая на Евразийском экономическом форуме в Вероне, сообщила, что европейские покупатели российского газа направили в «Газпром» заявки о поставке дополнительно 50 млрд куб.м в год сверх действующих контрактов.

«Когда мы говорим, что наши объемы поставок приближаются к годовым контрактным количествам, мы не лукавим. На сегодняшний момент у нас существуют заявки покупателей в среднесрочной перспективе на объем газа около 50 млрд куб.м в год. Именно для этого «Газпром» сегодня предпринимает все необходимые усилия не только для продвижения, но и для строительства новой газотранспортной системы. Существующие системы не справляются со спросом, поэтому мы говорим о газопроводах «Турецкий поток», «Северный поток», – заявила Бурмистрова.

Екатерина Вадимова

"