Posted 28 декабря 2018,, 09:21

Published 28 декабря 2018,, 09:21

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

«Эталонный» тариф повысит прозрачность цен на транспортировку нефти

28 декабря 2018, 09:21
Расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей, остающегося неизменным с 2015 года

«Эталонный» тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов планирует установить правительство РФ по аналогии с тарифом на транспортировку газа. Разработать соответствующий тариф вице-премьер Дмитрий Козак поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития и «Транснефти» Это означает пересмотр всей действующей системы тарификации — сейчас установлено 97 тарифов для различных участков трубопровода.

Речь идет о едином тарифе, рассчитанном на основе операционных затрат с учетом инвестиций «Транснефти». Расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей, остающегося неизменным с 2015 г.

Независимые производители считают его завышенным, а методику расчета — непрозрачной.

«Цель введения «эталонного» тарифа — повышение прозрачности и предсказуемости ценообразования на транспортировку нефти. Это можно только приветствовать, особенно учитывая, что монополией на транспортировку обладает одна компания. Однако стоит отметить, что говорить о прогнозах влияния такого шага на прибыльность нефтяных компаний и на движения рынка невозможно, не зная деталей методики определения тарифов, которые пока, очевидно, не определены окончательно», — комментирует Константин Кочергин, руководитель отдела операций на финансовых рынках банка «Восточный».

По мнению Рината Резванова, регионоведа, специалиста в сфере исследований региональных социально-экономических систем, наиболее уместная параллель с вводом «эталонных» тарифов, как это ни парадоксально выглядит, прослеживается в истории с другой естественной монополией — ОАО «Российские железные дороги».

«Пример с РЖД выглядит сегодня наиболее релевантным для выстраивания той универсальной логики, в соответствии с которой может быть дальше выработан нормативный канон в нефтепроводной системе.

Причем пример с наработанной практикой, с достаточно понятной ролью и функционалом каждой из ключевых заинтересованных сторон: регулятором, владельцем инфраструктуры и потребителями услуг», — говорит Резванов.

«Эталонный» тариф на услуги РЖД был принят почти одновременно с появлением самой государственной железнодорожной корпорации — в 2003 г. Речь идет о Прейскуранте N 10-01, устанавливавшем тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры.

Эксперт отмечает, что, как и в случае с «эталонным» тарифом на транспортировку нефти, основная идея РЖД — дифференциация структуры себестоимости, попытка выделить отдельные элементы для обоснования расчетной составляющей у потребителей услуг.

Вслед за принятием унифицированных тарифов РЖД последовало и следующее действие — ежегодно Федеральная служба по тарифам вводила дисконтную ставку на определенные направления грузоперевозок, тем самым поддерживая некий конвенциональный уровень расходной составляющей у потребителей услуг — получателей искомого дисконта. Важно, что при этом в структуре себестоимости перевозок были выделены три базовые составляющие: вагонная, локомотивная и инфраструктурная (в том числе вокзальная).

«Естественно, рынок потребителей услуг положительно отреагировал на это. Во-первых, инициировалось движение в сторону прозрачности и ясности в расчетной политике, особенно что касается вагонной составляющей. Во-вторых, стал создаваться конкурентный рынок.

Конечно, в случае с трубопроводной системой вряд ли целесообразно говорить о возможности конкуренции, но о достижении транспарентности в расчетах — да, безусловно»,

— убежден Резванов.

И конечно, продолжает эксперт, важное событие в сфере тарифного регулирования связано с изданием ФСТ России в конце 2012 г. приказа об установлении ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги грузоперевозок. По сути, РЖД в условиях отведенного ей плавающего ценового коридора получила возможность самостоятельно утверждать пресловутый понижающий коэффициент.

«Регулятор в данном случае делегировал часть полномочий владельцу инфраструктуры, небезосновательно полагая, что он будет заинтересован в поддержании оптимального уровня загрузки собственных сетевых мощностей. Например, на 2018 г. правлением РЖД были установлены 23 специальные ставки, действующие в основном в пределах одного года», — говорит Резванов.

Резюмируя, эксперт считает, что в истории с «эталонным» тарифом на транспортировку нефти будет справедливо расставить акценты таким образом, чтобы основные вопросы звучали так: «Будет ли предполагать утверждение «эталонного» тарифа появление системы понижающих коэффициентов? Возможно ли, наоборот, введение системы плавающих ставок с предоставлением владельцу инфраструктуры права самостоятельного определения ее значения в пределах отведенного ценового лимита?»

Как ранее сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, предполагается, что в 2021-2025 гг. тарифы «Транснефти» по транспорту нефти будут индексироваться в диапазоне 90-100% прогнозной инфляции.

«Нужно определиться с базой тарифа, который будет взят за основу для индексации с 2021 г. Для этих целей необходимо оптимизировать текущие расходы и определить долгосрочную инвестпрограмму. Необходимо увязать эти вопросы и с уровнем выплаты дивидендов», — сказал Голомолзин.

Мария Ромашкина

"