Posted 22 января 2019,, 09:45

Published 22 января 2019,, 09:45

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Электромобиль в России пока экзотика

22 января 2019, 09:45
Использование электромобилей в России, как и транспорта на газомоторном топливе, сопряжено с многими спорными вопросами
Сюжет
ВИЭ

Электромобиль – экологически чистый вид транспорта, обеспечивающий нулевой выброс вредных веществ в атмосферу; многие эксперты считают электротранспорт перспективным сегментом рынка. Но его использование в России, как и транспорта на газомоторном топливе, сопряжено с проблемами и спорными вопросами.

«Когда речь заходит о таких вещах, как «чистый» транспорт, сразу хочется задать вопрос: зачем он нужен? Разрозненные доводы об экологичности, экономичности и так далее не отвечают на вопрос, а скорее сопоставимы с ответом: затем. И все превращается в имиджевый атрибут для государства, следующего за модой и локальной конъюнктурой», – считает Антон Быков, главный аналитик ООО «Центр аналитики и финансовых технологий».

Понять реальную необходимость в более эффективном транспорте можно было бы из комплексной программы развития России, где конкретные экономические цели тесно увязаны с социальными, демографическими и другими.

«Скажем, государство запускает программу «нового освоения России». Исходя из названия понятно, что для развития, то есть увеличения количества и качества населения Восточной Сибири и Дальнего Востока, необходимо снизить транспортные расходы, что позволит за счет внедрения автоматических роботизированных линий выпускать конкурентоспособную продукцию и строить большое количество промышленных предприятий.

Пока такой программы нет, желание российских властей заниматься развитием «чистого» транспорта будет характеризоваться непостоянством. Особенно в периоды, когда бензин становится слишком дорогим для населения или нужно срочно помочь некоторым российским компаниям»,

– убежден эксперт.

Как отмечают в ассоциации «Глобальная энергия», невзирая на предпринимаемые в России шаги по развитию сети электрозаправочных станций, их количества недостаточно для покрытия потребности в зарядке аккумуляторов электромобилей.

Кроме того, нельзя не учитывать географические и климатические особенности России: низкие температуры воздуха, малую продолжительность светового дня, интенсивность трафика в больших городах. Эти факторы способствуют быстрому разряду аккумуляторов электромобилей, что является большой проблемой на пути к электрификации автомобильной индустрии.

«Для нашей страны автомобили на газомоторном топливе более актуальны, чем если бы они были полностью на электричестве.

Ввиду агрессивного холодного климата страны и применения особых реагентов происходят различные окисления контактов, коррозия металла, поэтому электромобили должны будут изготавливаться по спецтехнологиям и под данные условия. Мы – страна, потребляющая подобные технологии, но не создающая их. В этой связи для России автомобили, работающие на газомоторном топливе, актуальнее, чем электромобили», – говорит Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».

Тимур Нарыков, независимый промышленный эксперт, полагает, что Россия к выходу на рынок «чистых» автомобилей не готова. Все необходимое для производства такого транспорта в стране есть: квалифицированная рабочая сила, необходимые производственные мощности, технические возможности. В перспективе все это сыграет свою немаловажную роль в развитии экологического сектора экономики вообще и в создании рынка «чистого» транспорта в частности. Но не сейчас.

По словам Евгения Гришкевича, директора департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр», в России продажи электромобилей остаются на низком уровне. На конец 2018 г. зарегистрировано 2,5 тыс. электрокаров, большая часть которых в Приморье – 23,3%. В Москве порядка 370 авто. Для сравнения: в Германии только за I квартал 2018 г. реализовано 17,5 тыс. электрокаров.

По данным аналитического агентства «Автостат», рынок новых электромобилей в России за 11 месяцев 2018 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 49% – до 122 машин.

В ноябре продажи перестали расти: дилеры реализовали 10 машин, что равно показателю за аналогичный период 2017 г. По данным специалистов, из общего объема 9 единиц пришлись на хетчбэк Nissan Leaf, еще один экземпляр – кроссовер Tesla Model X. Половина электрокаров продана в Приморье, по одному – в Москве, Подмосковье, Калужской, Новосибирской области и в Краснодарском крае.

По данным Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет», более 78% владельцев или потенциальных покупателей электрокаров – люди с ежемесячным доходом более 200 тыс. руб. Более трети россиян (34%) приобрели их для статусности, почти 15% купили машину в кредит.

Эксперты «Авито», проанализировав рынок электромобилей, выяснили, что он растет, несмотря на относительно невысокую популярность в России. За год предложение выросло в 1,5 раза, а востребованность – в 2 раза.

«Переходу на «чистый» автотранспорт мешает отсутствие инфраструктуры – число зарядных станций едва превышает 200, в то время как в Германии их количество в 2018 г. достигло 8515.

Немаловажный сдерживающий фактор, оказывающий прямое влияние на развитие рынка, – высокая стоимость машин данной категории», – говорит Гришкевич.

Электрокары Tesla находятся в ценовом диапазоне $120-240 тыс., или 8,5-16 млн рублей; стоимость зарядной станции достигает 120 тыс. руб. Есть, конечно, и бюджетные варианты типа Renault Twizy за 800 тыс. руб. Но рассматривать подобные варианты в качестве полноценной альтернативы автомобилю с традиционным двигателем не приходится.

Юлия Филиппова, начальник управления стратегического планирования ПАО «ТрансФин-М», дополняет, что исторически российский автопром отставал от мировых лидеров. Но в данный момент и мировые лидеры испытывают проблемы, как следствие снижается капитализация крупнейших производителей. Российские автопроизводители практически не предлагают рынку моделей «чистых» автомобилей; концепт-кары с выставок не превращаются даже в модели малых серий.

«Если вплотную заняться созданием «чистого» российского автомобиля, через 10 лет можно будет запустить серийное производство. Существенный рост за последние 5 лет показала только компания Tesla, занимающаяся производством электромобилей и изменившая правила игры на автомобильном рынке США»,

– отметила Филиппова.

По мнению Быкова, в долгосрочной перспективе электродвигатели наверняка вытеснят двигатели внутреннего сгорания, получив в ближайшее десятилетие все большее распространение. Россия, вероятно, будет на периферии – развитие электротранспорта на текущем этапе требует существенных инвестиций и государственных расходов.

«Что касается приобретения россиянами иностранных электромобилей, то наверняка их количество будет постепенно расти от текущего очень низкого уровня. Но до момента широкомасштабного распространения электромобилей в странах с развитой экономикой для россиян такой вид транспорта скорее будет высокотехнологичной экзотикой», – заключил эксперт.

Аналитики также отмечают, что, несмотря на то, что практически все крупные мировые игроки авторынка взялись за разработку собственных электромобилей, все они испытывают проблему низкой емкости батарей.

Сегодня максимальная емкость аккумуляторов рассчитана на движение в пределах 800 км, после чего требуется подзарядка, на которую уходит минимум 30 минут. Это существенное препятствие тому, чтобы электромобили начали создавать реальную конкуренцию транспорту с двигателем внутреннего сгорания с учетом всех остальных технических характеристик.

Мария Ромашкина

"