Posted 19 декабря 2019,, 13:07

Published 19 декабря 2019,, 13:07

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Прогноз ЛУКОЙЛа: климат наше всё

19 декабря 2019, 13:07
Корова, выделяя большое количества метана, вредит климату сильнее, чем автомобиль со своими выхлопами, а веганские котлеты борются с глобальным потеплением, считает вице-президент, совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун
Сюжет
ЛУКОЙЛ

17 декабря ЛУКОЙЛ представил прогноз развития мирового рынка жидких углеводородов до 2035 г. Событие не обещало никаких сенсаций, и тем не менее буквально взорвало информационное пространство.

«Каждая корова выделяет также 20 килограммов метана в сутки. А метан в 27 раз сильнее влияет на климат, чем СО2. И такие компании, которые предлагают веганские котлеты — это реальный удар по парниковым газам»,

— заявил на мероприятии вице-президент по стратегическому развитию ЛУКОЙЛа Леонид Федун.

Эпатажные высказывания Леонида Федуна, как говорится, «ушли в народ». Чемпионы по цитированию — метановые выбросы буренок и веганские котлеты как реальный удар по парниковым газам…

Вряд ли сегодня от долгосрочных прогнозов нефтегазового рынка ждут конкретных цифр. Хотя, конечно, их как всегда предостаточно. И как всегда, они много раз будут уточняться и корректироваться, так что через 15, 20, 30 лет будет сложно вспомнить, с чего все начиналось. Так почему же такое внимание к долгосрочным оценкам? По общему экспертному мнению, они интересны прежде всего отслеживанием и констатацией общих тенденций.

Так, например, в начале 2000-х годов экспертное сообщество весьма энергично разрабатывало идею ухудшения структуры мировых запасов нефти (что выглядело очень логично на фоне высоких мировых цен). Затем все вокруг затмила «сланцевая революция» американцев, нарушившая баланс спроса и предложения и обрушившая цены вниз. А сейчас?

Судя по всему, на сцену выходит новый тренд — климат и все, что с ним связано.

Именно такой акцент был сделан в нынешнем долгосрочном прогнозе ЛУКОЙЛа. И если три года назад в оценках мирового рынка к 2030 году компания отводила климату довольно скромное место, то теперь это уже основополагающий фактор развития энергетического рынка. Новый прогноз ЛУКОЙЛа базируется на трех сценариях — «Эволюция», «Равные возможности», «Климат» — и все они «пляшут» от выбросов парниковых газов, климатической политики, ВИЭ.

Так, сценарные условия варианта «Эволюция» — ограничение выбросов парниковых газов в рамках установленных национальных целей, поступательное изменение топливной структуры энергетического баланса и сохранение неравенства в энергообеспечении между развитыми и развивающимися странами. «Равные возможности» подразумевают рост удельного потребления энергии в развивающихся странах до 3 т н. э. на человека к 2100 году, отказ от ограничений на выбросы парниковых газов в развивающихся странах, доминирование ископаемого топлива в мировом энергетическом балансе. Сценарий «Климат» моделирует выполнение цели Парижского соглашения по удержанию роста глобальной температуры существенно ниже 2 градусов Цельсия к 2100 году, снижение неравенства в энергопотреблении, массовое распространение возобновляемых источников энергии и технологий улавливания, утилизации и хранения углекислого газа.

Опрошенные «НиК» эксперты едины во мнении, что ЛУКОЙЛ работает в общем тренде и что климатические вопросы уже сейчас «зашиты» во всех авторитетных прогнозах мирового нефтяного рынка.

Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, отмечает:

«Климатический фактор стал одним из ключевых при прогнозировании мировых энергетических рынков, который необходимо учитывать всем участникам рынка. Главным образом потому что он оказывает влияние на структуру мирового энергетического баланса».

Однако по мнению Грушевенко, не все так однозначно: «Если говорить о нефтяном рынке, то, например, текущая климатическая повестка влияет на будущие объемы спроса на нефть — многие прогнозисты предсказывают, что пик спроса на нефть будет пройден после 2030 года. Безусловно снижение спроса в будущем вполне может привести и к снижению цен, но вот ожидания снижения спроса при его нынешнем росте могут привести к обратному эффекту».

Аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук подчеркивает, что тема климата и инвестиций сегодня тесно переплетены: «Очевидно, что в современном мире инвесторы принимают решения с учетом фактора „экологичности“ компаний. Многие международные нефтегазовые компании сегодня выражают озабоченность климатическими изменениями, проводят специальные исследования и мероприятия на эту тему, нанимают профильных специалистов, работают с рейтинговыми агентствами».

При этом Алексей Кокин из «Уралсиба» обращает внимание на фактор общественного мнения. Климатическая тематика выплеснута в широкое информационное поле и это нельзя сбрасывать со счетов. «Думаю, что в ближайшее время мы увидим усиление климатической повестки в нефтегазовом секторе, — считает Кокин. — Это общий тренд. Нефтегазовые компании живут в глобальном мире и испытывают давление общественного мнения».

Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, высказывается резко: «Сегодня климатическая повестка стала не просто глобальным мэйнстримом, а чем-то более высоким и в этом плане скорее напоминает религию. Все глобальные корпорации должны — хотят они того или нет — играть в эту игру.

Кто поумнее, играет с опережением, изображает передовиков. Кто запаздывает, тот рискует нарваться на большие имиджевые проблемы.

В любом случае это та реальность, в которой мы живем, и она для нефтегазовых корпораций на глобальном уровне формирует крайне агрессивную среду. Чтобы выжить, нужно мимикрировать. Мимикрия может выражаться в корпоративных стратегиях, имиджевых мероприятиях. В общем, должна быть демонстрация включенности в повестку».

Впрочем, одной риторикой дело вряд ли обойдется. Как считает Алексей Кокин, в ближайшем будущем «нефтегазовые компании будут искать компромисс: как уменьшить выбросы СО2 и СН4 и при этом сохранить свою профильную деятельность». Тем более, по словам Андрея Полищука, «ЛУКОЙЛ предлагает разумные вещи. Например, развивать технологии по улавливанию, утилизации и хранению СО2. Углекислый газ можно закачивать в пласт для увеличения нефтеотдачи. Это было бы очень эффективно с борьбе с вредными выбросами. Однако такой подход пока не стимулируется правительствами нефтедобывающих стран».

Сергей Кузнецов

"