Posted 17 августа 2017,, 13:27

Published 17 августа 2017,, 13:27

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

Япония: вперед назад к атомной энергетике

17 августа 2017, 13:27
В последнее время Токио заявляет о намерении возродить атомную энергетику в прежних масштабах
Сюжет
Япония

После аварии на АЭС «Фукусима-1» Япония остановила все свои атомные электростанции, что привело к росту потребления нефти и газа одной из крупнейших мировых экономик. Однако в последнее время Токио заявляет о намерении возродить атомную энергетику в прежних масштабах. Аналитики и эксперты не склонны драматизировать последствия этого решения, однако полагают, что сокращение потребления жидких углеводородов в Японии может нанести новый удар по мировым ценам.

Япония сделала ставку на АЭС после энергетического кризиса 1973 года. Ситуация казалась безальтернативной. Из-за нефтяного эмбарго цена на нефть выросла более чем в четыре раза. Снабжение сжиженным газом делало первые шаги. Масштабное сжигание угля на территории с колоссальной плотностью населения пугало экологическими последствиями. Возможности развития гидроэнергетики были ограничены.

Несмотря на то, что Япония была единственной страной, пострадавшей от атомного оружия в годы Второй мировой войны, в 1970-е атомная энергетика была объявлена национальным приоритетом.

Результаты не заставили себя ждать. В 1970 году Япония производила лишь 3,3 млрд кВт⋅ч на АЭС, а через 20 лет – 195,7 млрд кВт⋅ч. По уровню развития ядерной энергетики страна уверенно заняла третье место после США и Франции. К 2010 году производство ядерной электроэнергии выросло до 292,4 млрд кВт⋅ч, а доля АЭС в энергетическом балансе Японии составила около 30%, причем к 2020 году должна была вырасти до 40%. Все изменилось в 2011 году.

Авария, парализовавшая отрасль

11 марта 2011 года Японию потрясло сильнейшее землетрясение, в результате чего на «Фукусиме-1» произошел сбой электроснабжения, а обрушившееся на Восточное побережье цунами затопило резервные дизельные генераторы. Остановились системы охлаждения реакторов, ядерное топливо трех из шести реакторов начало плавиться. Из-за скопления водорода в помещениях реакторов прогремели взрывы.

По международной шкале ядерных событий (INES) аварии на «Фукусиме-1» был присвоен седьмой – высший уровень опасности. Она стала крупнейшей аварией на АЭС в мире после событий на атомной станции «Три-Майл-Айленд» в США (1979 год) и Чернобыльской АЭС в СССР (1986 год).

По мнению экспертов, трагические события на «Фукусиме-1» стали следствием элементарных ошибок, допущенных при проектировании.

«Не было предусмотрено воздействие цунами. А ведь оно очень характерно для Японии,

– комментировал первый заместитель директора Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ), ведущий эксперт по тяжелым авариям на АЭС Рафаэль Арутюнян в интервью РИА Новости. – Японцы задолго до развития этих драматических событий реально обсуждали возникновение проблемы залива водой площадки станции, и компания-оператор АЭС TEPCO даже пересматривала проект с учетом цунами. Но они почему-то ограничили себя рассмотрением предельной высоты волны в 5,7 метра. И никакой научной базы под эту цифру, насколько мне известно, так и не подвели. Как мы помним, в результате волна пришла гораздо большей высоты. Не было ничего сложного и в подготовке площадки АЭС к такому возможному развитию событий... К примеру, надо было поднять дизельные генераторы повыше, чтобы они не заливались».

После аварии на «Фукусиме-1» все реакторы японских АЭС были заглушены для проверки на соответствие требованиям безопасности. Шок от трагедии заставил японцев отказаться от использования атомных мощностей в генерации энергии. В 2012 году производство электроэнергии на атомных станциях Японии составило 18 млрд кВт⋅ч, в 2013 году – 14,6 млрд кВт⋅ч, а в 2014 году было равно нулю.

Жизнь без мирного атома?

По мнению экспертов, самой серьезной проблемой, с которой столкнулась ядерная энергетика Японии, стала потеря общественного доверия. В 2015 году был проведен социологический опрос, согласно которому 47,9% респондентов заявили, что следует постепенно отказаться от ядерной энергетики, а 14,8% сказали, что сделать это нужно немедленно. Только 10,1% опрошенных посчитали, что использование АЭС должно быть сохранено, и лишь 1,7% выразили уверенность в том, что ее объемы следует увеличить.

В реальности отношение японцев к ядерной энергетике более сложное. В конце 2012 года Демократическая партия, выступающая за ее сворачивание, проиграла выборы в нижнюю палату парламента. Победу одержала Либерально-демократическая партия, лидер которой, нынешний премьер-министр Синдзо Абэ, утверждает, что без АЭС Японии не обойтись.

Такой вывод содержался в стратегическом энергетическом плане, который правительство выпустило в апреле 2014 года. Год спустя Министерство экономики, торговли и промышленности заявило, что к 2030 году ядерная энергетика должна производить 20-22% электроэнергии Японии. В 2017 году стали звучать уже дофукусимские показатели – 30%-я доля АЭС в энергобалансе к 2030 году.

В 2015 году в Японии стартовал процесс перезапуска атомных реакторов. В 2016 году на АЭС было произведено 17,7 млрд кВт⋅ч, что составляло около 2% от общей выработки электроэнергии.

Япония поддержала мировой спрос на нефть и газ, но ненадолго

Чтобы восполнить выбывшие энергетические мощности после аварии на АЭС «Фукусима-1», страна увеличила потребление жидких углеводородов. К 2012 году Япония нарастила потребление нефти на 14 млн тонн к уровню 2010 года. Потребление газа выросло в 2010-2014 годах с 94,5 млн м3 до 118 млрд м3.

Тем не менее

тренд на рост потребления нефти и СПГ оказался кратковременным.

В 2014-2016 годах показатель по нефти упал со 194 млн тонн до 184,3 млн тонн, а по природному газу – со 118 млрд м3 до 111,2 м3.

По мнению экспертов, одна из основополагающих причин сокращения потребления – внедрение новых энергосберегающих технологий. В этой сфере Токио традиционно занимал сильные позиции, а сложная ситуация, в которой оказалась страна после аварии на «Фукусиме-1», дала новый мощный толчок.

Низкие цены на нефть – это не аргумент

Японцы снижают потребление нефти, повышают эффективность использования топливных ресурсов (например, широко запускают более экономичные гибридные автомобили) и готовятся вернуться к АЭС даже в условиях обрушившихся цен на нефть. Известная парадигма адептов нефти как «вечного источника энергии» гласит, что для того, чтобы не допустить запуска альтернативных источников, необходимо держать цены на нефть на приемлемо низком для потребителя уровне. Как мы видим, в настоящее время эта парадигма, по крайней мере в японском варианте, не работает.

Мировой спрос на СПГ будет расти, цены – падать

Возрождение атомной энергетики Японии вызывает определенное беспокойство на мировом рынке СПГ. Япония – крупнейший импортер сжиженного природного газа, но в последнее время страна снижает его импорт. По данным LNG World News, в 2017 финансовом году, начавшемся в Японии 1 апреля, общий объем закупок СПГ снизится по сравнению с 2016 годом на 3,1% и составит 82,1 млн тонн. В следующем, 2018 финансовом году, импорт упадет еще на 2,3% – до 80,3 млн тонн.

«Безусловно, Япония – важный потребитель природного газа и играет существенную роль на рынке. Поэтому, конечно, сокращение японского импорта СПГ – тревожный сигнал,

– отметил в интервью «НиК» старший аналитик по нефтегазовому сектору компании «АТОН» Александр Корнилов. – Но не думаю, что он как-то значимо отразится на общем тренде мирового роста потребления. В последнее время все больше развивающихся стран переходят на «чистые технологии» и увеличивают потребление газа. Драйверами увеличения спроса в ближайшие годы станут Китай, Южная Корея, Филиппины и некоторые другие азиатские страны. Совокупный рост потребления СПГ нивелирует снижение японского импорта».

По данным аналитиков Shell, в 2016 году спрос на СПГ в мире составил 265 млн тонн.

«В 2016 году глобальная торговля СПГ неоднократно демонстрировала свою гибкость, – отмечает Маартен Ветселаар, директор Shell по комплексным газовым проектам и новым источникам энергии. – По прогнозам, спрос на СПГ будет расти вдвое быстрее, чем спрос на природный газ, и составит 4-5% в 2015-2030 годах».

По мнению экспертов Shell, основными генераторами растущего спроса на СПГ останутся Китай и Индия. В 2016 году эти страны были наиболее быстро растущими покупателями СПГ, их суммарный импорт СПГ за 2016 год увеличился на 11,9 млн тонн. Китай в 2016 году нарастил импорт СПГ до 27 млн тонн, Индия – до 20 млн тонн. Суммарный спрос на СПГ в мире увеличился за счет того, что начиная с 2015 года на рынок вышли шесть новых стран-импортеров: Колумбия, Египет, Ямайка, Иордания, Пакистан и Польша. Таким образом, число стран – импортеров СПГ возросло до 35, в то время как на начало этого столетия их было около десяти.

В то же время эксперты отмечают, что сокращение японского импорта СПГ может негативно сказаться на мировых ценах.

«Япония – крупнейший потребитель в азиатском регионе, поэтому сокращение японского спроса может дополнительно ударить по ценам на СПГ, которые в последнее время и так испытывают давление превышения предложения над спросом»,

– комментирует для «НиК» Екатерина Родина, аналитик «ВТБ Капитал».

«Очевидно, что до конца текущего десятилетия будет наблюдаться профицит предложения на рынке СПГ, что будет негативно влиять на спотовые цены, – согласен Александр Корнилов. – Однако в дальнейшем тренд изменится, после 2025 года резонно ожидать дефицит СПГ на рынке».

"