Posted 13 июня 2019,, 14:04

Published 13 июня 2019,, 14:04

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Торговая война поможет газу

13 июня 2019, 14:04
Перспектива торговой войны США с Китаем не только не ухудшает прогнозы по росту газового рынка, но и отчасти способствует более позитивному взгляду на будущее данного сектора мировой энергетики

Китай наращивает потребление газа и ведет переговоры с Россией об увеличении поставок голубого топлива по строящемуся трубопроводу «Сила Сибири». Любопытно, что, в отличие от нефти, перспектива торговой войны США с Китаем не только не ухудшает прогнозы по росту газового рынка, но и отчасти, наоборот, способствует более позитивному взгляду на будущее данного сектора мировой энергетики.

Как заявлял на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер, концерн обсуждает с китайскими партнерами увеличение поставок газа по строящемуся трубопроводу «Сила Сибири» на 6 млрд куб. м в год. Это сверх тех 38 млрд куб. м, о которых «Газпром» и CNPC договорились в мае 2014 г. Ранее о перспективах увеличения поставок газа в Китай по «Силе Сибири» говорилось в ходе переговоров президента России Владимира Путина и китайского лидера Си Цзиньпина.

Напомним, что поставки газа по газопроводу «Сила Сибири» в Китай должны начаться 1 декабря 2019 г.

Через 5 лет объем экспорта по этой газовой артерии должен выйти на уровень 38 млрд куб. м газа в год.

«Мы обсуждаем с CNPC возможность увеличения поставок по текущему маршруту, а также дополнительных поставок по другим маршрутам, таким как „Дальний Восток“ и „Алтай“. Это так называемый проект „Сила Сибири — 2“. Обычно мы с китайцами договариваемся не так быстро. Это не полгода и не год, а более значительный период. Но хочу сказать, что переговоры идут интенсивно. И возможно, вы увидите выход на какие-то новые подписанные объемы», — сообщала в мае 2019 г. глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

Стоит напомнить, что в Китае активно реализуется программа замены экологически грязной угольной генерации.

По данным аналитиков, пока Пекину удалось перевести на газ не более 5% из запланированных 15% энергомощностей.

При этом Международное энергетическое агентство сообщает, что только за 2017 г. спрос на газ в КНР вырос на 15,1%, до 240,4 млрд куб. м, из них на долю импорта пришлось 92 млрд куб. м. К 2020 г. потребление газа в Китае должно превысить 300 млрд куб. м. Очевидно, что Пекин будет только увеличивать закупки сырья.

Эксперты отмечают, что торговая война между США и Китаем в среднесрочной перспективе способна улучшить ситуацию с экспортом российского газа в КНР.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что по всем планам рост спроса на голубое топливо в КНР продолжится.

«Рост собственной добычи в Китае будет сильно отставать от роста потребления. Очевидно, что импорт может быть увеличен за счет поставок СПГ для прибрежных провинций, а для внутренних регионов Китая удобнее покупать сырье, поставляемое по газопроводу»,

— указал эксперт в интервью «НиК».

Газ по трубе может прийти в Китай из Туркмении, но зимой поставки из этого региона часто сокращаются, поскольку в этот период Средней Азии самой нужен газ.

«Когда КНР более всего нуждается в голубом топливе, в период отопительного сезона, в Поднебесной вынуждены наращивать покупки СПГ или ограничивать потребление. С другой стороны, рядом находится крупнейшая по запасам газа страна — Россия. У КНР уже есть контракт с „Газпромом“ на 38 млрд куб. м газа в год. Очевидно, что добычные мощности Ковыктинского месторождения, которые обозначены как 25 млрд куб. м, легко могут давать 35 млрд куб. м. Скорее всего, первый шаг по увеличению поставок российского газа в Китай будет заключаться в расширении „Силы Сибири“ с 38 млрд куб. м до какого-то большего объема. Второй вариант — наращивание поставок СПГ. Третий — строительство „Силы Сибири — 2“ („Алтай“), которая пойдет с Ямала. Проект можно реализовать достаточно быстро, так как газопровод до Алтая уже есть, его просто надо расширить. Это гораздо проще и дешевле, чем строить с нуля», — рассказал Правосудов.

По его мнению, все три варианта будут однозначно реализованы, весь вопрос — в какой срок.

«Потребление газа КНР будет быстро расти, а поскольку Пекин вводит ограничения на поставки американского СПГ, то у КНР не такой большой выбор. Но китайцы будут торговаться до последнего», — заметил эксперт.

Отвечая на вопрос о возможном влиянии торговых войн на углеводородный рынок, он указал, что при снижении стоимости сырья растет спрос на него.

«Чем ниже стоимость нефти, тем ниже стоимость газа. Это будет двигать мировой спрос на голубое топливо»,

— пояснил Правосудов.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов также указал, что в рамках торговых войн очень вероятен сценарий, при котором поставки СПГ из США в Китай прекратятся, что может подтолкнуть Пекин на увеличение закупок российского голубого топлива. По его словам, с точки зрения макроэкономических показателей торговые ограничения еще не привели к заметному падению спроса на сырье.

«Пока тенденция к росту потребления газа более значима. У Китая в основе энергетики лежат угольные ТЭС, поэтому уровень загрязнения воздуха во многих крупных городах достиг критического значения. Рост спроса на электроэнергию будет покрываться газом из соображений снижения загрязнений. Эта тенденция, на мой взгляд, окажется более весомой, чем общее снижение выработки электроэнергии», — считает эксперт.

Он заметил, что прогнозы о влиянии торговой войны между США и КНР на макроэкономические показатели можно будет делать не раньше чем через пару кварталов.

«Пошлины введены только 10 мая, о них было заранее объявлено. Многие фирмы предпочли завести товары, подпадающие под торговые ограничения, в больших объемах. За счет этого последствий торговых ограничений не видно. Пройдет минимум квартал, а по некоторым товарным группам два квартала, прежде чем станет заметна разница. Я надеюсь, что к осени ситуация прояснится. До недавнего момента была очень высокая уверенность в том, что компромисс будет найден. Но последние жесткие заявления китайской компартии поменяли ситуацию. В будущем торговая война может привести к потере товарооборота и падению цен на сырье», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Екатерина Вадимова

"