Posted 5 декабря 2018,, 07:05

Published 5 декабря 2018,, 07:05

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Правительство взялось за спекулянтов

5 декабря 2018, 07:05
Правительство тестирует методы сдерживания цен на внутреннем рынке, исключая спекулятивный спрос с биржи

Во Франции после кровопролитной в прямом смысле слова борьбы протестное движение добилось ввода шестимесячного моратория на повышение налогов на бензин. Этому решению французского правительства предшествовали столкновения демонстрантов с полицией, погромы и поджоги машин. В России, дабы не доводить ситуацию до столь трагических событий, кабинет министров «добровольно-принудительно» обязал нефтяные компании подписать соглашение о сдерживании цен на бензин, а также решил бороться со спекулянтами на бирже. Насколько такая мера действеннее, чем заморозка налогов на топливо, покажет время.

А 4 декабря стало известно, что Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) отстранила ООО «Квант», ООО «Темп», ООО «Гео» от торгов бензином и дизельным топливом за отказ предоставить доступ сотрудникам биржи для проверки рабочего места трейдера.

С 14 декабря они будут исключены из торговой системы. ООО «Сибинтэк» и ООО «Энергия» получили предупреждения.

Стоит отметить, что в середине ноября «Роснефть» для борьбы со спекулянтами на несколько дней полностью прекращала торги моторным топливом на СПбМТСБ. После этого биржа ужесточила правила торговли нефтепродуктами. 27 ноября вице-премьер Дмитрий Козак на совещании с нефтяниками и независимыми участниками рынка попросил выработать комплекс мер для ликвидации манипуляций в ходе биржевых торгов за счет использования специальных программ, позволяющих повышать цену сделок.

По данным РБК, компания «Квант» уже пожаловалась на действия СПбМТСБ в Федеральную антимонопольную службу и Центробанк. «Квант» владеет сетью из 29 АЗС в Иркутской области, где обеспечивает топливом в числе прочих и госучреждения. Коммерческий директор «Кванта» заявил изданию, что если компании не дадут возобновить торги, то через 15 дней сеть АЗС в регионе придется закрыть, без работы останутся более 500 сотрудников. Кроме того, непонятно, как отразятся проблемы трейдера на обеспечении топливом региона. Вызывают также немало вопросов и действия региональных властей, которые допустили компанию, подозреваемую в спекуляциях, к поставкам бензина и дизтоплива для госучреждений.

Отраслевые эксперты считают, что в данный момент правительство лишь тестирует методы сдерживания цен на внутреннем топливном рынке.

Однако они очень сомневаются в том, что эти меры будут действенны, поскольку нынешняя налоговая система нефтяной отрасли и самого рынка нефтепродуктов в России этому не способствует.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что для борьбы со спекуляциями на рынке надо иметь четкий финансовый мониторинг всей системы, связанной с торговлей нефтепродуктами, этим должна заниматься соответствующая структура.

«Может быть, надо думать о том, чтобы определить предельные цены на топливо. Даже в странах с давно сложившейся рыночной экономикой такие ограничения существуют. Например, есть так называемые предельные цены в США. В России нет сложившейся системы контроля за ценами. Поэтому правительство собирает нефтяные компании и заставляет их подписывать соглашения о сдерживание стоимости топлива. При этом о каком-то рынке говорить уже не приходится», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, изменение налоговой нагрузки решило бы проблему внутреннего рынка топлива в РФ.

«У нас сегодня 70% в цене бензина и дизтоплива – это налоги, поэтому главный вопрос – снижение налоговой нагрузки. Опять же в США налоговая нагрузка на топливо не больше 20%. А у нас каждый год повышаются акцизы, поэтому, естественно, они «приходят» на заправки»,

– отметил Шмаль.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что проверки трейдеров могут принести плоды только в том случае, если станут регулярными.

«Если топливные трейдеры поверят, что это серьезное намерение государства и проверки этими тремя компаниями не закончатся, это очень поможет в борьбе со спекуляциями»,

– указал эксперт.

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов заметил, что пока государство тестирует различные способы воздействия на рынок, начиная от соглашений между правительством и нефтяными компаниями и заканчивая административными мерами воздействия на недобросовестных с точки зрения государства трейдеров. Насколько эффективна будет последняя мера, покажет время. Однако он уверен, что административного влияния на недобросовестных трейдеров окажется недостаточно для предотвращения практически неизбежного роста цен на моторные топлива в первом квартале 2019 г.

«Не исключаю того, что до конца декабря 2018 г. государство предпримет дополнительные меры для того, чтобы рост цен предотвратить. Возможно, будут внесены определенные коррективы в наше налоговое законодательство», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Согласно его прогнозу, развитие ситуации на российском рынке моторного топлива будет определяться несколькими факторами.

«Если Россия в рамках соглашения ОПЕК+ договорится об определенном сокращении добычи нефти и это приведет к подорожанию стоимости сырья, то тогда при росте цен на нефть увеличивается риск внутреннего роста цен на бензин.

Поскольку нынешняя налоговая система нефтяной отрасли устроена таким образом, что постепенное снижение налоговых пошлин и переход к принципу netback требует при высоких внешних ценах на сырье адекватных цен на топливо внутри страны. И это создает давление на внутреннее потребление и производство нефтепродуктов. Если страны ОПЕК+ не договариваются, после этого велика вероятность, что мировые цены на нефть двинутся вниз. Это ослабит давление на внутренний рынок ГСМ, потому что цены на нефть будут снижаться», – рассказал Громов.

Екатерина Вадимова

"