Posted 5 июня 2020,, 07:53

Published 5 июня 2020,, 07:53

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Привлекательность европейской нефтехимии растет: станет ли этот тренд устойчивым?

5 июня 2020, 07:53
Нынешний оптимизм связан не только с ожиданиями быстрого восстановления мировой экономики после пандемии, но и с динамикой сырьевых цен
Сюжет
EY Oil & Gas

Мы уже неоднократно отмечали (например, см. наш комментарий от 6 февраля 2019 г.), что инвестиции в развитие нефтехимических производств являются важным элементом стратегического развития целого ряда ведущих нефтегазовых «мейджоров» в период «новой нормальности». Однако прошлый год заставил усомниться отдельных экспертов в правильности этого пути — на фоне бурного запуска новых мощностей (только в 2019 г. было введено порядка 7 млн т полиэтиленовых производств) и замедления мирового ВВП (2,9% г-к-г против 3,6% в 2018 г.) величина ROACE по сегменту рухнула в район 5%, обновив минимумы последнего десятилетия (см рисунки 1 и 2).

Однако, как это ни странно, 2020 г. подарил нефтехимикам (прежде всего, европейским и азиатским) надежду на то, что худшее для сегмента осталось позади. Причем нынешний оптимизм связан не только с ожиданиями быстрого («V-образного») восстановления мировой экономики после пандемии (в частности, китайские PMI manufacturing уже третий месяц подряд находятся выше отметки 50), но и с динамикой сырьевых цен.

Мы уже отмечали (см. комментарий от 25 марта 2020 г.) некоторые особенности поведения спредов между нефтью и отдельными нефтепродуктами под влиянием фактора COVID-19 и кратным падением объемов авто- и авиатрафика. В частности, спреды на автомобильный бензин к концу первого квартала снизились до абсолютных минимумов, что привело к падению спредов и на нафту, являющуюся ключевым нефтехимическим сырьем для европейских и азиатских стран. В результате в настоящее время можно наблюдать существенное изменение кривой производственных издержек для производства этилена, кратный рост конкурентоспособности пиролизов, использующих в качестве сырья нафту (а не этан) и повышение добавленной стоимости при выпуске базовых полимеров. В частности, в марте–апреле 2020 г. добавленная стоимость при производстве полиэтилена в Германии (сырье для пиролиза — нафта) достигала 7-8,5х против 3,5х в среднем за 2015-19 гг. (рисунок 3).

В условиях, когда сырьевые рынки будут оставаться под давлением дисбаланса спроса и предложения (причем, как показывает пример Китая, потребление нефтепродуктов пока восстанавливается гораздо более медленными темпами по сравнению с динамикой экономической активности в стране), мы ожидаем, что нефтехимические производства в Европе и Азии смогут чувствовать себя гораздо более уверенно по сравнению нефтепереработкой.

"